ITIL vs Agile

В очередной раз видя рассуждения на тему «ITIL/ITSM vs Agile/DevOps/Lean» или «Agile vs PRINCE2/PMBOK», подумал, что, возможно, что-то важное от меня ускользает. В моей картине мира противопоставления нет. Что я делаю не так?

Мне нравится высказывание Роба Ингланда (IT Skeptic) о том, что ITSM – это не изобретение, а открытие. ITSM описывает реальность. Также, как это делает физика.

Т.е. это не просто набор каких-то рекомендаций. Самое ценное в ITIL и других подобных сводах знаний – это то, что авторам удалось вычленить закономерности происходящего (в данном случае в сфере оказания ИТ-услуг), уловить природу явления и сформулировать некоторые принципы (знание которых, согласно Гельвецию, освобождает от необходимости знания множества фактов – можно предсказывать некоторые результаты, факты, а также сформулировать  рекомендации, если понимаем принципы и внутренние механизмы происходящего).

Соответственно, на мой взгляд, самое ценное в ITIL – не примеры реализации процессов или примеры KPI, метрик и т.п., а принципы (принципы построения процессов, подходы построению системы метрик и т.п.). Все примеры нужны лишь для того, чтобы продемонстрировать принципы. Брать примеры и слепо пытаться применить их в конкретном проекте – это и есть «следование рекомендациям ITIL», которое в корне противоречит постоянно повторяемой авторами ITIL рекомендации adopt&adapt.

По-моему, в основных идеях ITIL нет ничего противоречащего Agile. Тоже самое я бы сказал и про PRINCE2 и PMBOK.
В организации работы в конкретной компании, следующей ITIL/PMBOK/PRINCE/etc, могут быть противоречия гибким методикам. В самих сводах знаний таких противоречий нет.

В качестве дополнительного аргумента – «ссылка на авторитеты» wink.

В статье «ITIL vs DevOps. 25 влиятельных экспертов делятся своим видением (является ли ITIL достаточно Agile-вым?)» автор (Gareth Daine) задаёт двадцати пяти экспертам (среди которых не один раз цитируемые на нашем портале Aale Roos, Kaimar Karu, Karen Ferris, Rob England (The IT Skeptic),     Charles T. Betz один вопрос: «Считаете ли вы ITIL® и DevOps совместимыми?»

Подавляющим большинством принят ответ: «Да».

Особенно хорош короткий ответ James Turnbull, технического директора (CTO) Kickstarter: «Если вы думаете, что DevOps и ITIL не совместимы, вы не понимаете ни то, ни другое».

Так откуда же это противопоставление?

itil-vs-devops

The Phoenix Project Основы DevOps

Новый учебный курс 2017
 

Проект Феникс — DevOps на практике

Новая деловая игра от GamingWorks
 

Комментарии и мнения

  1. Илья Рунов

    Если взять аналогию автора, в которой ITIL\ITSM есть описание реальности (или метод описания и изменения реальности), то о DevOps так сказать несколько сложнее.

    С другой стороны ITIL\ITSM предполагает, что конечные исполнители могут иметь достаточно узкую специализацию\компетенцию при участии в отдельно взятом процессе. Продукты и услуги как выходы этого процесса могут быть довольно разные. DevOps предполагает, что исполнители обладают несколько более широким видением "большой картинки", поскольку чаще оперируют на стыке разных процессов. И DevOps, мне кажется, предполагает, что исполнитель может концентрироваться на компетенции в отдельно взятом продукте на протяжении его жизненного цикла.

     

  2. Павел Дёмин

    На уровне принципов и концепций, мне кажется, действительно никаких противоречий нет. Поэтому когда говорят о противоречиях, мне кажется, в первую очередь имеют в виду конфликты на уровне ответственности. В ITIL есть Service Owner, а, скажем, Scrum предполагает роль Product Owner'а. Их обязанности сильно пересекаются, в частности оба ответственны за взаимодействие с заказчиком. Кого считать представителем поставщика? За кем последнее слово? Как построить взаимодействие? 

    То же самое касается, касается, например, контроля изменений: если для тех, кто про ITSM, разработчики — это черный ящик, то действительно не важно, кто и как подносит снаряды. А если есть желание выстроить общий процесс, то вопросы ответственности за контроль бэклога, авторизацию изменений и так далее становятся менее тривиальными. На уровне общих представлений полагаю, что сложности скрываются где-то здесь.

    1. Дмитрий Исайченко

      Очень поддерживаю.

      Есть такой анекдот, в тему. В колхозе целых два часа проходило общее собрание. На повестке было только два вопроса: строительство коммунизма и в какой цвет красить коровник. С коммунизмом управились за 5 минут (все "за"), а вот цвет коровника вызвал горячее обсуждение.

      Это я к чему — на уровне концепций противоречий у людей доброй воли, как правило, не возникает (ведь и DevOps, и ITIL — про эффективное управление ИТ, как они могут принципиально противоречить друг другу?!). Но, как говорят, дьявол в мелочах. За них и убить могут 🙂

      1. Игорь Гутник Автор

        Так чтобы убили, и двух различных методологий не нужно. 😉

        Если рассматривать предложенную Павлом тему владения, то можно найти двух адептов ITIL, которые подерутся, выясняя, где должен находиться Service Owner — в Департаменте развития (Design) или в Департаменте эксплуатации (Operations).

        Означает ли это, что ITIL не совместим (сам с собой)? Нет (на самом деле, да), это означает, что какие-то вопросы не прописаны до деталей, и ответы на них будут различными в зависимости от контекста.

        При совместном использовании разных методологий характер «противоречий» имеет, на мой взгляд, такую же природу.

        А источником холиваров в большей степени являются именно заблуждения относительно той или иной методологии. Например, «ITIL – это только про процессы».

        А так, да, согласен. В качестве одного из базовых принципов, описывающих природу, тезис «дьявол – в деталях» подойдёт.

  3. Подольский Денис

    Добрый день !

    Источник холиваров — тотальная и неизбежная противоречивость человеческой натуры. К примеру , есть точка зрения , которая говорит о том, что для людей единственной  естественной формой  взаимодействия является по факту конфликт и споры и всё в итоге сводится к ним. А вот с точки зрения результативности перед ITIL-ом , аджайлами и прочим  надо хорошенько изучать социальную психологию 🙂   Нравится анекдот про колхозников, весьма в тему. "Мышиная возня" на том уровне, который  доступен/прост/понимаем, а более высокие материи — лишь упоминание для проформы. К анекдоту про колхозников могу добавить феню, почему множество людей болеют за спортивные команды. Всё достаточно прозаично , когда победит любимая команда то болельщики  кричат "Мы победили", это означает, что успех команды болельщиком неосознанно идентифицируется с собственным успехом. Т.е. по факту болельщик неосознанно повысил себе самоценку. Источник сравнения между айтилами, дев_опсами и прочими фреймворками имеет подобное происхождение. Люди сравнивая те или иные фрейворки бессознательно стремятся повысить свою самооценку , а сами фрейворки лишь удобный предлог для этого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие мероприятия

Зарегистрируйтесь, чтобы получить больше полезных знаний:

ИЮН
5
Учебный курс:
Основы ITIL (очно)