Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Процессная математика. Скорость решения инцидентов

Назначение процесса управления инцидентами – скорейшее устранение нарушений в предоставлении услуг. Если сервисные запросы достаточно выполнять своевременно (в установленный срок), то инциденты надо решать как можно быстрее. Но KPI процесса управления инцидентами традиционно основаны именно на своевременности. Думал на тему, как можно мотивировать решать не просто вовремя, а как можно быстрее. Результаты размышлений дискуссионные, хочу мнения коллег.

Собственно, «лобовой» подход прост. Для инцидентов, помимо своевременности, вводим KPI на среднее время решения. Затем для своевременности и среднего времени решения определяем целевые и граничные значения, объединяем оба показателя подходящим алгоритмом агрегирования, и задача решена. Но среднее время решения инцидентов – это очень средняя температура по очень большой больнице. Поэтому такой подход может оказаться довольно грубым. Можно ли аккуратнее?

Попробуем. Например, для каждого норматива на устранение инцидента, помимо максимально допустимого времени восстановления (Tmax), можно задать еще один показатель – нижнюю границу по времени, до которой инцидент практически не оказывает на бизнес значимого влияния (Tmin), Tmin < Tmax. Например, инцидент гарантированно должен быть устранен за 4 часа (Tmax = 4,0), но простой менее 30 минут незаметен (Tmin = 0,5). Тогда рейтинг, который поставщик услуг «получает» за решение i-го инцидента, можно определить формулой:

formula1

где ti – фактическое время устранения инцидента. То есть решили быстрее, чем Tmin – отлично, 100%. Не уложились в Tmax – очень плохо, 0%. А между Tmin и Tmax – промежуточное значение от 0 до 1. Причем, чем ближе к максимальному времени восстановления, тем ближе к 0. А чтобы у исполнителей не пропадал интерес заниматься просроченными инцидентами, аналогично формуле 7 из книжки итоговый KPI считаем взвешенным средним с весами

formula2

sampleЧтобы разобраться с тем, что у нас получилось, рассмотрим два примера (см. рисунок). В обоих случаях за период было решено 100 инцидентов, нормативы определены как в примере выше (4 часа и 30 минут). В обоих случаях было просрочено только 5%, то есть KPI своевременности решения одинаков и равен 95%. Но в зеленом варианте инциденты в среднем решались быстрее, чем в красном. И расчет по представленным формулам для зеленого варианта дает значение 67%, для красного – 56%. Вроде работает.

Однако работает непривычно: решение впритык к Tmax дает рейтинг близкий к 0, и привычка возмущается: «Секундочку, но ведь мы успели!» (в традиционном показателе своевременности рейтинг у таких инцидентов был бы 1). Но вот, что я думаю по этому поводу. Обычно норматив на время решения, скажем в 2 часа, выбирается как некоторый компромисс между ожиданиями бизнеса (полчаса, иначе бизнес пропал!) и осторожными оценками ИТ (4 часа, иначе придется напрягаться). Так может вместо компромисса, который может быть непривлекателен ни для одной из сторон, просто фиксировать Tmin (нужно бизнесу) и Tmax (с запасом, с учетом ограничений ИТ)?

Еще один любопытный момент применения такого KPI – поставщику невыгодно допускать инциденты. По крайней мере, те, которые не могут быть в массе своей решены в пределах Tmin, то есть оказывают значимое влияние на бизнес (в то время как в традиционном варианте достаточно успеть их решить в рамках Tmax, то есть вполне можно получить KPI=1 при существенном влиянии инцидентов на бизнес). А значит этот KPI может быть более удобен при построении комплексных системы мотивации ИТ, поскольку он касается не только поддержки (быстро поднимаем), но и доступности ИТ-систем (не допускаем падений).

Хочу обсуждения с коллегами. Кто участвует?

«VAP: Построение системы KPI для ИТ»
Как обеспечить управление процессами, проектами, услугами, персоналом

Комментариев: 11

  • Андрей

    Мне больше нравится общение через универсальный инструмент – стоимость. Есть стоимость потерь от простоя бизнесс процесса, вызванного недоступностью ИТ сервиса(включая его недостаточную производительность, что тоже есть недоступность сервиса о котором договорились в SLA ). Потери прямо пропорционально связанны с временем простоя(восстановления). Есть затраты на восстановление сервиса и они обратно пропорциональны времени простоя(восстановления).(это затраты не только на деятельность службы сервис деска, но и затраты на повышение отказоустойчивости ИТ системы в целом. В принципе можно создать систему с временем простоя 0,0000….01 секунды, но её стоимость будет в сотни раз превосходить возможные потери от простоев). Достижение минимума потерь от простоя и затрат на восстановление и должно дать требуемое время, которое и надо выбирать за целевой показатель. Проблема в том, что бизнес в подавляющем большинстве случаев не может расчитать потери от простоев. 

    • Проблема в том, что бизнес в подавляющем большинстве случаев не может расчитать потери от простоев.

      Именно поэтому я оперирую временем. Потому что если в каком-то конкретном кейсе есть возможность посчитать деньги, то перейти от существующей математики к рублям – абсолютно тривиальная операция, введением коэффициента размерности руб/час.

  • Альберт

    Из опыта.
    Смотреть нужно на тренды причем в рамках одного CI.
    Смотреть нужно так же на количество инцидентов и приоритет, а не только на среднее время решения инцидента. Т.к. после превышения определённого количества инцидентов по одному CI или появления P1 вопрос переходит к процессу управления проблемами, а это уже другая история.
    По достижении минимального порога по количеству инцидентов в промежуток времени (2 и менее) точность расчётов будет значительно снижаться.

    В любом случаи, будут ситуации, которые испортят всю статистику, поэтому крайние значения придется откидывать (обычно верхние) и разбираться по ним отдельно.

    Закрывать быстро и много конечно хорошо, но с точки зрения мотивации думаю нужно двигаться в сторону недопущения инцидентов.

    • Смотреть нужно на тренды…

      То, что нужно смотреть (проводить регулярный анализ, да?) – бесспорно. Но "смотреть" – это одно, а иметь KPI – другое. Я сейчас думаю именно про это другое.

      Закрывать быстро и много конечно хорошо, но с точки зрения мотивации думаю нужно двигаться в сторону недопущения инцидентов

      Почему это альтернативы? Мне кажется, двигаться надо и туда, и туда, нет?

  • Nargiza Suleymanova

    Дмитрий, ваши мысли по KPI для инцидентов мне весьма симпатичны. Спасибо за идею )

    Пошла обдумывать.

    • Наргиза, у меня к Вам большая просьба, вернитесь с результатами обдумывания, ладно?

      • Nargiza Suleymanova

        Дмитрий, всенепременно! 

      • Nargiza Suleymanova

        Сформировались некоторые мысли 🙂 Кроме ваших идей мне также симпатичны идеи, высказанные Альбертов по поводу учета количества инцидентов и их приоритетов.

        Их можно привязывать к КЕ (если есть такая возможность), а можно привязывать количество прямо к приоритету. Чем выше приоритет, тем ниже норматив по количеству инцидентов: нам ведь хочется, чтобы инциденты с более высоким приоритетом случались как можно реже, поскольку повышаются риски негативного влияния на бизнес.

        И еще одна мысль время от времени возникает. В метриках, как правило, учитываются время реакции и время решения инцидента, но редко когда вводятся метрики по своевременности устранения последствий. А ведь ситуация довольно типична (или это мне так "везет"): после решения собственно инцидента приходится разбираться с тем, что было затронуто во время его жизненного цикла (тарификация побилась, данные неверно учитывались и т.д.). То есть вроде теперь и тарифицируется все верно и данные верно садятся, инцидент формально исчерпан, но остается большой кусок работы по перерасчетам, корректировкам и т.д. Интересно, как этот вопрос решают коллеги?

        • Интересно, как этот вопрос решают коллеги?

          Из моего опыта могу сказать, что разумно нормировать такие восстановительно-корректировочные работы невозможно. Более того, для их проведения могут потребоваться скрипты, действия, совершаемые в БД, а не через стандартную логику приложения и так далее. Все это вещи рискованные, иногда требующие скоординированных активностей в нескольких системах, а потому проводить и контролировать их можно как аварийные изменения.

          Если же это разовый запрос по локальной корректировке данных (а не устранение масштабных последствий инцидентов), то это нормально ложится в сервисные запросы.

          • Nargiza Suleymanova

            Из моего опыта могу сказать, что разумно нормировать такие восстановительно-корректировочные работы невозможно. Более того, для их проведения могут потребоваться скрипты, действия, совершаемые в БД, а не через стандартную логику приложения и так далее. Все это вещи рискованные, иногда требующие скоординированных активностей в нескольких системах, а потому проводить и контролировать их можно как аварийные изменения.

            Дмитрий, я как раз про это. Аварийные изменения логично выглядят при таком варианте.

          • Олег Северинов

            Добрый день, коллеги.

            Предствители бизнеса на моей практике согласовывали такой параметр, как допустимое время простоя. Т.е. с простоем и возможными последствиями бизнес согласен. К этому в дополнение есть согласованные сроки решения запросов по приоритетам (иногда достатояно сложным).

            Работы по выполнению восстановительных работ проводятся в рамках инцидентов (возможный откат, восстановление, и т.п.).

            Все что помимо решения инцидента, выполняется сервисными запросами. У них правда тоже есть сроки и приоритеты. Но главное, ничего не теряется и делается в согласованное время.

             

            Вопрсы недопущения инцидентов, по моему мнению, решается отстроенный процесс управдения проблемами. Но это предмет отдельного обсуждения.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM