Про сокращение ИТ-затрат

Про опасность изоляции различных подразделений одной компании написано и сказано достаточно. Но как-то все больше – в пределах блока ИТ (или мне так попадалось?). Мол, ай-яй-яй, разработка не дружит с эксплуатацией. А сетевики недостаточно сотрудничают с прикладниками. Но вот откуда взяться коммунизму в отдельно взятой деревне? Ведь и компании в целом редко думают по-другому.

Возьмем, к примеру, такой вопрос, как сокращение затрат. Довольно часто задача сокращения затрат в компании разбивается на отдельные подразделения и каждый сокращает у себя. Всем выдали "таргеты", завязали на них бонусы и вперед. И появляется, например, у нас такая инициатива – сокращение ИТ-затрат. И вот это очень интересный момент.

Как можно сократить OPEX-ы в ИТ? Как это ни парадоксально (на первый взгляд), надо пустить под нож развитие. Ведь проекты создают активы, которые ставятся на баланс и увеличивают амортизацию. А персонал, занимающийся развитием, любит получать зарплату. Значит, подсократив планы по развитию, можно убить сразу двух зайцев. Но, сократив затраты на ИТ таким образом, достигнем ли мы снижения затрат по компании? Ведь ИТ-решения могут быть направлены на снижение затрат других подразделений? И более того, сможем ли мы тогда больше зарабатывать, особенно в ИТ-зависимых отраслях?

То есть, я к чему клоню, по идее искать способы сокращения затрат и роста прибыли подразделениям нужно совместно, и уж точно совместно с блоком ИТ (а не внутри отдельных княжеств). Но разве такой подход к оптимизации распространен на практике? Ведь чем больше блок ИТ помогает сокращать затраты других, тем больше (при прочих равных) он тратит сам, ставя под угрозу бонусы ИТ-руководства?

Это как если бы вся команда хоккеистов играла на индивидуальный результат по числу забитых шайб. А больше всех старался бы вратарь 🙂

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInEmail this to someone

ITIL ITIL Intermediate: Service Offerings and Agreements

Учебный курс: проектирование и предоставление ИТ-услуг, SLA и SLM, экономика и финансы ИТ, управление поставщиками и подрядчиками — в ITIL и на практике.
 

Узнайте больше!

Комментарии и мнения

  1. Nargiza Suleymanova

    Ведь чем больше блок ИТ помогает сокращать затраты других, тем больше (при прочих равных) он тратит сам, ставя под угрозу бонусы ИТ-руководства?

    Дмитрий, вы же практически озвучили возможное решение (вернее, часть решения): ставить ИТ-подразделению задачу сокращать расходы других подразделений путем использования ИТ 😉 

      1. Nargiza Suleymanova

        На практике еще нет, но очень напрашивается. Иначе зачем эти наши ИТ вообще нужны, как не делать жизнь компаний лучше и сокращать расходы, где это можно.

        Если прибавить адекватную и  не слишком замороченную систему распределения затрат на ИТ по подразделениям, так вообще чудесно выйдет.

        1. Дмитрий Исайченко Автор

          Если прибавить адекватную и  не слишком замороченную систему распределения затрат на ИТ по подразделениям, так вообще чудесно выйдет.

          Ооо, вот мы только что закончили это упражнение в одной весьма ИТ-зависимой компании. Причем, по-взрослому. Это было крайне интересное упражнение.

  2. Андрей другой

    Сокращение затрат не может быть стратегической задачей. Я уже давно вывел для себя формулу — о сокращении затрат начинают думать тогда, когда нет идей по развитию. Поскольку развитие — всегда затраты, только они называются в этом случае инвестициями. Еще более умиляют пути «оптимизации» затрат. В большинстве случаев это направлено на сокращение персонала, даже в тех производствах, где доля затрат на персонал в себестоимости продукции составляет не более 5%. Вы, к стати, не зря коммунизм помянули. «Экономика должна быть экономной!» — результат известен.

    При этом я всячески приветствую перевод ИТ в состав производственных подразделений с учетом затрат на ИТ в себестоимости продукции. Это позволяет принимать правильные решения по инвестированию.

    1. Денис Денисов

      «В большинстве случаев это направлено на сокращение персонала, даже в тех производствах, где доля затрат на персонал в себестоимости продукции составляет не более 5%».

      Персонал весь на поверхности: получить данные о з/п отдела / департамента / всей организации из HR — это по факту один запрос и понятная для анализа фактура. Дальше просто — если от этой суммы денег откусить сколько-то там %, то будет понятен и выигрыш. Дел на пять минут. Намного сложнее анализировать процессы и видеть в них узкие места, а тем паче — устранять. Тем более в условиях, когда процессы не описаны. Тут простой урезкой / утруской трудовых ресурсов не отделаешься.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Empty