Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

CMDB, CMS, SKMS… еще что-нибудь?

Виктор Калинчиков спрашивает у нашего с вами сообщества:


Уважаемые коллеги!

Поясните, пожалуйста, принципиальную разницу между CMDB, CMS и SKMS. Везде достаточно расплывчато определяется разница между этими понятиями, особенно разница между CMS и SKMS. Может быть есть какой-то ресурс, где можно прочесть об этом?

Заранее благодарен!


Мы однажды обсуждали связь между этими понятиями, но до примеров дело как-то не дошло. Что скажете, эксперты?

«VAP: Управление изменениями и конфигурациями в ИТ»
Повысить долю успешных изменений, снизить риски, знать всё про конфигурации

Комментариев: 1

  • Давайте сначала рассмотрим определения из оффициальных источников (например, Глоссария ITIL):
    CMDB (база данных управления конфигурациями) – База данных, используемая для хранения конфигурационных записей на всем протяжении их жизненного цикла. Система управления конфигурациями поддерживает одну или несколько баз данных управления конфигурациями, каждая база данных хранит атрибуты конфигурационных единиц и взаимоотношения с другими конфигурационными единицами.

    CMS (система управления конфигурациями) – Набор инструментов, данных и информации, которые используются для поддержки процесса управления сервисными активами и конфигурациями. CMS – часть общей системы управления знаниями по услугам, включает в себя инструменты для сбора, хранения, управления, обновления, анализа и представления информации обо всех конфигурационных единицах и их взаимоотношениях. CMS может также включать в себя информацию об инцидентах, проблемах, известных ошибках, изменениях и релизах. CMS поддерживается процессом управления сервисными активами и конфигурациями и используется всеми процессами управления ИТ-услугами.

    SKMS (система управления знаниями по услугам) – Набор инструментов и баз данных, которые используются для управления знаниями, информацией и данными. Система управления знаниями по услугам включает в себя систему управления конфигурациями, наряду с другими инструментарием информационными системами и базами данных. Система управления знаниями по услугам включает в себя инструменты для сохранения, управления, обновления, и представления всей информации, которая необходима поставщику ИТ-услуг для управления полным жизненным циклом ИТ-услуг.

    ————————-
    Из определений следует, что:
    1. CMDB входит в состав CMS, а CMS входит в состав SKMS. При этом 

    2. CMDB содержит информацию о КЕ и взаимосвязях между ними (причем не обязательно обо всех КЕ, которые учитываются в рамках процесса управления Конфигурациями и Сервисными активами)

    3. CMS содержит CMDB, записи об инцидентах, проблемах, известных ошибках, изменениях и релизах (причем здесь уже информация обо всех КЕ, которые учитываются в рамках процесса управления Конфигурациями и Сервисными активами)

    4. SKMS содержит CMS, а также все инструменты и БД, которые мы используем, чтобы управлять предоставлением услуги в необходимом виде и на требуемых условиях.

    ————————-
    А теперь о жизни. Лично я вижу такие реализации в реальном мире:
    CMDB это, например: 
    вариант 1. Exel-файлик с перечнем всех серверов, Информационных систем и лицензий, а также с записями о том, какая ИС на каком сервере стоит и какая лицензия к какой ИС относится;
    вариант 2. Более сложная программа для учета КЕ и их связей типа вот этой;
    и т.д.
    CMS это, например:
    вариант 1. ITSM-Система, которая включает в себя CMDB, а также позволяет работать с записями об инцидентах/проблемах/изменениях и т.д. Например, вот эта или эта, но не вот эта  (т.к. в ней CMDB нету);

    вариант 2. Набор различных CMDB и ITSM-система (или даже просто баг-трекинговая программка);
    вариант 3. Просто одна CMDB, при условии, что в ней содержатся все КЕ, учитываемые в процессе управления конфигурациями и сервисными активами, и вся необходимая по ним информация;
    и т.д.
    SKMS это, например:
    вариант 1. Просто ITSM-система, если для управления поддержкой, развитием и предоставлением наших услуг этого достаточно;
    вариант 2. ITSM-система, база знаний, несколько систем мониторинга, какой-нибудь портал для пользователей услуг, биллинговая система, система учёта трудозатрат и что-нибудь еще, что нужно для управления поддержкой, развитием и предоставлением наших услуг;
    и т.д.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM