Четыре составляющих проблемы личной эффективности

Вчера в офисе разговорились со Степаном Хрулёвым и Павлом Дёминым, речь зашла об управлении рабочим временем и проблемах личной эффективности. К этому вопросу я обращался уже не раз и не два (см, к примеру: Искусство впрягания невпрягаемого, Много работаешь — не обязательно молодец, Лидер и менеджер — совсем не одно и то же, Руководитель или исполнитель?, а из свежего — Памятка по научной организации труда). Видимо, обращаться буду и дальше, так как мне совершенно точно есть ещё над чем работать и что изучать.

Подумал, что читал и слушал на эту тему много, кое-что использую в работе, но никогда не формулировал в чём именно заключается задача, которую я много лет пытаюсь решать. Наверное, это непорядок, и надо бы проблему обозначить.

very_busy_consultant

Итак, первая и самая очевидная составляющая проблемы заключается в объёме работы, ожидающей выполнения. Когда-то давно я работал, как это принято говорить, на стороне заказчика, и нехватки рабочего времени не было в принципе. Да, случались авралы и завалы, но в общем и целом, а также в среднем за период рабочего времени хватало на выполнение всех поставленных задач, и даже оставалось на изучение новых технологий, управленческих штучек и прочих интересностей. Следует отметить, что задачи появлялись, в основном, из четырёх источников: руководство, подчинённые, клиенты (мы тогда называли их пользователями ИТ, но фактически это клиенты же) и собственные усилия.

С переходом в консалтинг жизнь стала другой, рабочая загрузка поднялась с 70-80% до 120-130%, в пике до 160%. Вопрос "а как же это всё вообще можно успеть" стал острым и требующим решения. Решения стали искаться и находиться, частично пробоваться и применяться. Думал, станет попроще — ан нет! Затеяли с товарищами собственный бизнес и стало ещё веселее.

Итак, первая проблема: задач поступает больше, чем есть времени на их решение.

Размышляем далее: что ещё не так? А вот что: работа есть интересная и не очень. Есть дела, которые хочется делать, и есть "нагрузка", присущая должности, ролям, сложившейся практике, чему угодно. Казалось бы: то, что делать не хочется, делать не следует, и всё тут — ан нет! (повтор для усиления). Некоторые задачи приходится выполнять независимо от желания или даже способностей. Для примера: не по доброй воле я время от времени погружаюсь в глубины бухгалтерского и налогового учёта.

Таким образом, вторая проблема, даже противопоставление: хочу делать vs. надо делать.

Продолжаем. Известно, что рутинные, текущие, оперативные вопросы стремятся съесть всё доступное рабочее время. На долгосрочные задачи, связанные с развитием себя и компании, время отводится по остаточному принципу, то есть чуть менее, чем ничего. Значит, нужно как-то сделать так, чтобы важным, но не приносящим немедленного удовлетворения делам, тем не менее, выделялось достаточно времени.

Сформулируем противопоставление так: оперативные вопросы vs. развитие.

И последнее. В наше непростое и динамичное время очень сложно провести границу между работой и личной жизнью. Мы ищем работу по душе, мы погружаемся в неё с головой, мы совершенствуемся в ней ежедневно. Мы устраиваем себе гибкий график, в котором не всегда есть чёткое начало рабочего дня и уж совсем редко — точное время его окончания. Мы занимаемся вопросами семьи в будни и работаем по выходным. А успевать-то нужно всё! И на работе есть спрос, и дома.

Поэтому четвёртая грань обсуждаемой проблемы: рабочие задачи vs. личные дела.


Ох, сдаётся мне, что я что-то позабыл в этом списке. Возможно, что-то очень важное.

Коллеги, дополняйте, пожалуйста!

 

PS. В соответствии с лучшими практиками заголовок этой заметки составлен по шаблону "[Число] [предмет] [область]" с обязательным упоминанием важных ключевых слов: "проблема" и "эффективность".

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInEmail this to someone

ITIL ITIL Practitioner — новый учебный курс 2016

Правильный следующий шаг после ITIL Foundation.
 

Узнайте больше!

Комментарии и мнения

  1. Nargiza Suleymanova

    Еще один мощный отниматель рабочего времени — совещания: зачастую приглашается больше людей, чем это действительно необходимо. Вот и сидят ответственные сотрудники, скучают, теряют время.

    0
    0
    1. Олег Скрынник Автор

      О да, совещания — это известный способ бесполезно потратить время. Я даже об этом писал немного: Как сделать любое совещание бесконечным и бессмысленным

      Но сейчас я бы хотел разобраться с задачей, сформулировать то, почему проблема личной эффективности требует решения, в чём она заключается.

      Например, можно попробовать так:

      "Мне приходится придумывать способы тратить рабочее время более эффективно, потому что задач поступает больше, чем есть времени на их решение".

      Или:

      "Мне приходится придумывать способы тратить рабочее время более эффективно, потому что оперативка и текучка съедает всё время, не оставляя возможностей развития".

      И так далее.

      А вот что далее?

      Можем ли мы добавить в список такой пункт:

      "Мне приходится придумывать способы тратить рабочее время более эффективно, потому что совещания отнимают слишком много времени".

      Наверное, можем, но только его нужно расширить, ведь не только совещания помогают избавиться от лишнего времени. А что ещё?

      0
      0
        1. Олег Скрынник Автор

          Мне представляется, что делегирование — как раз один из инструментов повышения личной эффективности.

          Поэтому предлагаю переформулировать так:

          "Мне приходится придумывать способы тратить рабочее время более эффективно, потому что я привык делать всё сам, не очень доверяя другим".

          0
          0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие мероприятия

Зарегистрируйтесь, чтобы получить больше полезных знаний:

НОЯ
27
Учебный курс:
Основы ITIL (очно)
ДЕК
4