Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Мобильные участники процессов

Последнее время все чаще при проектировании процессов приходится слышать о мобильных сотрудниках, которые не сидят на месте, а перемещаются в пространстве с завидной периодичностью, поэтому привязывать их к рабочему месту невозможно, поэтому ждать от них быстрой реакции на запросы на согласование или назначенные задачи нереально.

Кто эти люди? Да, кто угодно: от руководителей, которые постоянно на совещаниях или командировках, до технических специалистов, которые на выездах, на рабочих местах пользователей. 

Что от них требуется? Обычно ничего сверхестественного: дать ответ по запросу на согласование, взять в работу назначенное обращение или задание, отчитаться о выполненной работе.

Что нужно для решения задачи? Предоставить интерфейс для каждого участника процесса, через который он сможет выполнить требуемое действие быстро, безопасно,  удобно.

Давайте рассмотрим возможные варианты с учетом того, что почти у каждого сейчас под рукой смартфон или планшет.

Как можно организовать работу:

  1. Работа через электронную почту. Система шлет письма сотруднику, он отвечает. Самый простой вариант, не предъявляет никаких требований к ПО мобильного устройства, с которым работает сотрудник. Не требуется стабильный канал связи, можно читать и отвечать в offline с последующей синхронизацией при появлении связи. Достаточно наличия почтового клиента. Но, есть существенные функциональные ограничения

    • доступна только та информация, которая пришла в сообщении (например, в уведомлении о согласовании), т.е. если нужны детали из связанных объектов, то их уже не получить
    • перечень действий, которые могут быть выполнены, предопределен и сильно ограничен
    • невозможно обеспечить заполнение обязательных полей, например, просить вводить обоснование при отказе в согласовании
  2. Веб-клиент. Работа с любого устройства, которое имеет браузер. Реализация зависит от конкретного средства автоматизации, но обычно недостатков, описанных в предыдущем пункте нет. Но есть свои сложности: 

    • необходим online доступ к серверу на время сеанса, т.к. этого требует технология
    • обычно есть требования к браузерам (например, поддержка css,js, AJAX и т.д.)
  3. Мобильное приложение. Несмотря на растущую популярность мобильных устройств немногие вендоры могут похвастаться наличием собственного мобильного приложения. Функциональные возможности мобильных клиентов сильно отличаются, рассматривать их здесь и сейчас не будем. Основной вопрос, который возникает к мобильным клентам, это гибкость, иными словами, может ли клиент гибко меняться вслед за изменением системы автоматизации и ее конфигурации, или придется довольствоваться штатными возможностями, заложенными производителем. 

Конечно за бортом еще осталась масса вопросов, например, касающихся безопасности работы с мобильными устройствами, удобства работы в условиях более низкого разрешения экрана. Но так или иначе вопрос обеспечения мобильных работников возможностью работы в процессе важен и не должен оставаться "на потом".  

«VAP: Управление поддержкой ИТ-услуг»
Строим эффективную ИТ-поддержку, оптимизируем существующую

Комментариев: 5

  • Потов Вячеслав

    Евгений, мне кажется, что вы как раз оставили за бортом первый и принципиальный вопрос, с какой информацией вы готовы расстаться безболезненно в случае утраты.похищения устройства, и будете ли вы предпринимать что-то в этом случае.

    Я не сторонник накрывать всё железным занавесом, но мне кажется об этом стоит всё-таки задумываться намного раньше поиска способа отображения их у пользователя. 

    Тогда даже возврящаясь к самому простому средству доставки – почте, надо начинать с дружбы с средствами удалённого контроля и удаления данных.

    А если говорить о веб-клиентах и мобильных приложениях – красным флагом поднимается вопрос Usability. Как в привязке к разрешению экрана так и без оного. 

     

    В целом, тема можная, востребованная и зачастую, полезная. Но очень часто недооценённая, как с технической точки зрения, так и с психологической. 

    • Вячеслав, не спорю, что о безопасности стоит думать не в последнюю очередь. Но зачастую в первую очередь под вопросом функциональность, ведь без нее о безопасности даже и думать не стоит. 

      Но очень часто недооценённая, как с технической точки зрения, так и с психологической. 

      Меня тоже беспокоит, что тема мало прорабатывается, поэтому и поднимаю вопрос, интересно услышать кто и что думает по этому поводу.

       

  • Альберт

    Помоему 1 + 2 закроет основную массу потребностей. На счет 3 скорее будет больше неудобств и ограничений.

    • Альберт, из моей практики пока такие же выводы. Хотя мобильные приложения потенциально могли бы дать определенные преимущества.

  • Георгий

    К сожалению, помимо отсутствия у большинства вендоров хоть сколько-то функционального мобильного приложения, также отсутствует нормальный веб-интерфейс оптимизированный для мобильных устройств.

    Поэтому думать о мобильных пользователях нужно, но придумать что-то толковое сложно


Добавить комментарий для Потов ВячеславОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM