Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Следи за собой, будь осторожен

Ари Хенстард написал, а Каймар Кару приметил и порекомендовал небольшую заметку для всех, выступающих на сцене. Если быть совсем точным, для музыкантов. Называется она “Десять вещей, которые никогда нельзя делать на сцене“. Есть мнение, что после некоторой адаптации эти советы вполне применимы для любых публичных выступлений, в частности – для тренингов, и значит, для тренеров. Что же Ари советует не делать, а точнее не говорить? Я позволил себе немного адаптировать его рекомендации для наших тренерских нужд, сохранив слог и общий подход автора. Некоторые из этих советов кажутся мне очень верными, 

  1. “У нас технические проблемы”. Нет такой фразы. Это ваша сцена, ваше шоу. Вы должны отлично знать все, что установлено и должно работать, и если оно вдруг не работает, должны уметь или починить за 13 секунд, или, по меньшей мере, понять, в чём на этот раз дело. И в любом случае вы должны управлять вниманием всех собравшихся от начала до конца выступления. 
  2. “Я забыл слова”. Такой фразы тоже нет. Как нет и строк вроде “Следующий пункт я забыл, поэтому мы его пропустим”. Это не смешно и никому не нравится. Не уверены в своей памяти – возьмите шпаргалку с текстом, используйте подстрочник к слайдам. Хуже плохих слов – только забытые слова. 
  3. “Я хотел бы поблагодарить свою девушку…” Поблагодарите девушку при личной встрече. Не надо выносить личные отношения на аудиторию. Если девушка в самом деле внесла существенный вклад с вашу работу – скажите что-нибудь вроде “Мы хотели бы поблагодарить Машу Иванову за идеи для упражнений и подбор иллюстраций.” 
  4. “Прошу прощения” Не просите. “Я забыл слова. Извините”. “У нас сегодня только трое слушателей – приносим вам извинения”. “Мы читаем этот курс второй раз, поэтому извините, если что не так.” Не надо приносить извинения за то, что вы делаете перед аудиторией, тем более – за то, что только собираетесь делать. 
  5. “Городок ваш не удался”. Вроде бы это очевидно, но многие всё равно позволяют себе шуточки или даже пренебрежительные высказывания о городах, в которых выступают. Люди, перед которыми вы выступаете, в нём живут. Оставьте свои замечания при себе, в крайнем случае – привезите их домой, чтобы поделиться с коллегами и семьей. В закрытом кругу. Не публично. Не со сцены. Если, конечно, вы не хотите, чтобы в вас чем-нибудь кинули – прямо в зале или потом, в соцсетях. 
  6. “Это рассказ о моём друге, который борется с раком. Держись, друг!” Во-первых, не надо выносить личные отношения на аудиторию (см. п.3). Во-вторых, передайте эмоции не словами, а самим выступлением. Не можете? – возможно, в выступлении есть что улучшить. 
  7. “Я на мели” Не давите на жалость. Хотите, чтобы люди купили ваши книжки или сувениры – придумайте что-нибудь. “Помогите нам выпустить новую книжку – купите старую” звучит лучше, чем “Купите наши ручки, люди добрые, у нас денег нет”. 
  8. “Дорогие слушатели, вы дураки. Давно я не работал с такой трудной группой.” Даже если большинство говорит о своём и не вылезает из ноутбуков, а их начальники постоянно встревают в ваш рассказ, и к тому же не по делу – даже тогда есть меньшинство, которое ни в чём не виновато и к которому следует обращаться. Да, и из тех, кто в ноутбуках, многие тоже вас слушают. Вы удивитесь, когда соберете анкеты и узнаете, сколько книжек и сувениров они купили после курса. Не обижайте людей, которые пришли вас слушать. 
  9. “Что бы вам хотелось услышать?” Вы ведь всё равно расскажете то, что приготовили. Приготовьте то, что будет полезно и интересно. А тот, кто проехал полстраны, чтобы услышать ответ на свой конкретный вопрос, найдёт способ вам его задать, не переживайте. 
  10. “Как вам нравятся презентация, звук и свет?” Не подставляйте тех, кто обеспечивает вам техническую поддержку. Если презентацию не видно, то это или ваша вина, или техподдержки. То есть либо тоже ваша, либо вашего заказчика. И вообще, см. п.1

Вот как-то так. А вы что думаете? Годные рекомендации? Что бы вы добавили в этот список?

Профессиональные деловые игры
для ИТ-департаментов и ИТ-компаний

Комментариев: 2

  • Олег

    “Эти 5 сладов мы пролистаем, тут ерунда, т.к. это не моя презентация”. Так и хочется попросить: “отдай тогда презентацию, читать я сам умею”. Нередко попадаются выступающие, которые считают себя очень занятыми, и не готовятся к выступлению заранее. Берут  чью-то презентацию, что бы было о чём рассказать, и, как чукча, по слайдам “что вижу, то пою”. Очень хочется таких спикетов послать (иногда посылаю) смотреть видеовыступления TED, и почитать, как они готовятся.

    • Есть еще забавная игра некоторых выступающих: снабдить презентацию кучей перекрестного материала и по ходу изложения говорить “как вы помните, на втором слайде после графика, в левой таблице, мы видели …”. Игра развивает память слушателей, не дает им заснуть и придает вес излагаемому материалу 🙂


Добавить комментарий для Евгений ШиловОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM