Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Оно вам надо? Пара наблюдений о сертификации

Статистика свидетельствует, что в в мире ежегодно сдается примерно четверть миллиона экзаменов ITIL Foundation. В России – примерно в 250 раз меньше. С экзменами более высокого уровня ситуация похожа. Как мы писали в марте этого года, "На сегодняшний день в мире около 25 000 ITIL Experts (из них 120 в СНГ)." 

Почему так?

Мне кажется, причины такого огромного разрыва между мировой и российской статистикой таковы:

1. российские работодатели не приветствуют профессиональную сертификацию сотрудников, видят в ней угрозу, а не преимущество. Исключение – компании, использующие сертификацию своих сотрудников для продвижения на рынке (в случае с ITIL-сертификацией это консультанты-интеграторы)

2. для частных лиц экзамены дороги, особенно в сравнении с ценностью, которую они несут (см. п.1)

3. по-прежнему высок языковой барьер, большинству наших специалистов недоступны непереведенные экзамены – даже если не учитывать пп.1 и 2.

В итоге сертифицируются сотрудники западных компаний, сотрудники интеграторов и частные лица, планирующие карьеру в западных компаниях и/или интеграторах. 

Остальным сертификация не интересна и/или не доступна.

Уважаемые читатели портала, поделитесь, пожалуйста, своим мнением по этому вопросу.

Есть ли другие причины сравнительно низкого интереса к сертификации в ITSM и смежных областях? (Я намеренно не включил в список качество экзаменов – не стесняйтесь, добавляйте свои причины не сертифицироваться!)

И еще один вопрос: а это хорошо или плохо, что у нас так мало покупателей экзаменов? Влияет ли это на работу ИТ-служб, состояние отрасли, уровень подготовки специалистов? Мы отстаем от всего мира и недополучаем чего-то важного – или наоборот, оказались имунны к охватившей другие страны заразе и можем тратить свои силы и средства более полезно?

Спасибо за ваши ответы!

«Proven Practices Expert»
Российская сертификация специалистов по ITIL/ITSM

Комментариев: 10

  • Alexey Tyurin

    Alexey Tyurin

    Управление ИТ-услугами вместе с другими “около-itsm-ными” дисциплинами должны входить в вузовские программы подготовки ит-специалистов и ит-управленцев.

  • Ольга

    Думаю, еще одна причина – сервисный подход так и не стал у нас стандартом в управлении ИТ. Этому, в свою очередь, много причин, о них можно долго говорить. По моему опыту работы в системном интеграторе в качестве консультанта, до сих пор многие ИТ-специалисты, в том числе ИТ-директора, воспринимают ITSM как баловство и пустую трату времени. Или вообще не мыслят в категориях сервисов. Помню, как на одном регональном предприятии МЭС ИТ-директор говорил: "Ну зачем мне ваш каталог услуг, когда у меня в 400 километрах обрыв ЛЭП, а у меня машин нет, чтобы туда доехать?" 

    А то, что мало покупателей экзаменов, мне кажется, ни хорошо, ни плохо для отрасли. Дело же не в сертификации: если перед ИТ-специалистом возникает задача, он ее решает в зависимости от способностей и возможностей, а не от наличия сертификата 🙂 Тут, скорее, имеет смысл рассуждать более глобально о качестве российского образования 🙂

    Ну и еще: у нас вообще к всевозможным сертификациям относятся с недоверием – много прецедентов, когда сертификаты выдаются не за реальные знания и навыки, а по совсем другим причинам.

  • Геннадий

    А какая статистика по обучению, если таковая существует?

    Зачем нужна эта сертификация (если компания не интегратор-консультант, которым требуется для статуса)? Да и там сертификацию одобряют и оплачивают если она по твоему направлению и направлению компании (партнерские статусы и т.п.)

    Как специалисту, мне никак не получается ответить на такой вопрос своему руководству. 🙂

    Хочешь идти учиться – иди, учись, оплатим. Но сертификация не одобряется совсем. Хотя и западная компания, крупная, со своими разработанными хорошими стандартами, одобряющая и применяющая ITIL/ITSM в ИТ (не ИТ-компания).

    А ответа на "зачем сертификация?" – нет =\

  • Сергей Мейер

    Сразу оговорюсь, что сам представляю сторону заинтересованных в сертификации специалистов, так как на данный момент работаю в роли консультанта.

    В первую очередь отвечу на поставленный в статье вопрос: «Есть ли другие причины сравнительно низкого интереса к сертификации в ITSM и смежных областях?» На мой взгляд, еще одной причиной (и не последней по рейтингу) является то, что ИТ-специалисты и так уверены в своих знаниях в обсуждаемой нами области.

    Причем эта уверенность не всегда даже связана с тем, что человек прошел специализированное обучение. По всей видимости, злую шутку играет доступность обилия тематических материалов в сети Интернет, а также проведение регулярных мероприятий, посвященных ITSM.

    Сразу же возникает резонный вопрос: «А правы ли они в своей уверенности?» Мой ответ – нет. За последние несколько лет часто сталкивался со специалистами, которые безосновательно были уверены в том, что они разбираются в сервисном подходе, знают принципы ITSM и применяют лучшие практики, которые до нас доносит ITIL. Среди них есть те, которые прошли обучение, оплаченное работодателем, и те, которые просто работают с одним из ITSM-инструментов (особенно, если этот инструмент от знаменитого бренда).

    Если мы начнем обсуждать, нужен ли экзамен и сертификат по ITIL, то тогда уже можно обсуждать и более общую тему: «А для чего вообще нужны экзамены и дипломы?» Лично для себя экзамен нужен для того, чтобы убедиться, что ты правильно воспринял тот материал, который тебе преподнесли на учебном курсе (или ты сам освоил, читая литературу). Надеюсь, что в рамках обсуждения данной статьи мы не сильно углубимся в философствование…

    И в заключение позволю себе дать ответ на второй вопрос: «А это хорошо или плохо, что у нас так мало покупателей экзаменов?» Я считаю, что плохо. Регулярно сталкиваешься с искаженным пониманием принципов и с банальной подменой терминов. Все же согласятся с тем, что хочется общаться на одном языке.

  • Дмитрий Салов

    Согласен с Ольгой – к сертификатам относятся с недоверием, их можно купить (хотя, попробуйте, например, купить экзамен у EXIN 🙂 Причины отсутствия интереса к сертификации, по-моему, кроются еще и в банальном отсутствии культуры корпоративного обучения. Никак не могу понять, как компания которая с легкостью отправляет своего специалиста на обучение за $5000, не требует от него/не дает денег для сдачи сертификационных экзаменов за $500? Как и кто проверяет таких сотрудников, что они действительно учились, что они усвоили материал? Давно известно, что никакой курс не дает 100% знаний по предмету, подготовка к экзамену – это на 70-80% самостоятельная работа.

    Единственно-верное отношение к сертификации и экзаменам должно быть такое: поехал учиться, сдаешь экзамены успешно, учишься дальше; не сдал – дальше за счет компании не учишься пока не сдашь.

    Сертификация – это не расходы, это защита инвестиций.

    Сертификация, единожды оплаченная, дает n-ой эффект: компания получает специалиста с подтвержденными знаниями по предмету, эффективность затрат на обучение растет, специалист увеличивает свою крутость и рыночную стоимость, в сообществе профессионалов увеличивается конкуренция и общий уровень знаний и т.д. Profit 🙂

     

  • Ольга2

    Ну и мое наблюдение до кучи… 🙂

    Для себя давно уже сделала такой вывод: берегись человека, у которого "вся грудь в орденах и медалях" (т.е. куча сертификатов), наверняка он много учится и мало работает ;), и в реальном деле оказывается никчемным пустозвоном. Считаю, что действительно ценными знаниями обладает человек, который сам делал проекты, и вот здесь действительно, чем больше – тем лучше. Ну, и наверное, так считаю я не одна… 😉

    • Алексей Юсов

      Человек мог "делать" и неуспешные, провальные проекты. Вопрос тогда как оценивать? "Бери больше – будет лучше" хорошо только при строительстве мостов. И это касается как проектов, так и сертификатов.

      Надо понимать ещё, что за сертификат. Сертификат какого-нибудь онлайн-университета о прохождении курсов по ITIL и "родной" сертификат от Exin – две, а то и 3-4 больших разницы.

      Во всём нужен баланс. Можно быть круглым отличником в теории и неспособным что-то сделать на практике. Можно быть "крутым" практиком, почивающим на лаврах прошлых заслуг, и  медленно, но верно стагнировать, игноруя Agile, Kanban, 6Sigma etc., и общие тенденции и запросы бизнеса.

      Надо и учиться, и практиковать.

    • Ольга, а "много учиться" – это ведь тоже работа. И работа свосем не лёгкая.

  • Сергей Мейер

    Полностью поддерживаю мнение Алексея!

    От себя добавлю еще несколько слов по поводу практиков. Наблюдения показывают, что есть ряд специалистов, которые имеют за плечами довольно много проектов (пускай даже успешных), но при этом все эти проекты выполнялись ими с использованием специфичных шаблонных решений, уже имевшихся уработодателей. В таком случае, без подобающей теоретической подготовки, опыт может быть даже во вред в будущем, так как формирует у специалиста свое специфическое видение и твердую уверенность в своей правоте. Работа в команде с таким человек может оказаться сложной.

  • Андрей Яковлев

    Компании умудряются не держать даже нужных специалистов. Точнее менеджеров.Сейчас все веселее, производственная линия за nx10  млн рублей была внедрена методом клонирования с линии аналогичного предприятия. Конечно, работает косо. Стоимость подготовки и содержания 1 специалиста – копейки. Внедрить надо было статусным интегратором хотя бы одну (их куда больше), подготовить спеца-другого-третьего (не для статуса, как у интегратора совсем не дорого) и жить спокойно. Нет. И это  приземленная вещь, не такая эфемерная как ITIL. Теперь про ITIL. Компания знает, что это такое, все делает по каконам внешними силами. Засим почему-то полагает, что ее ИТ-отдел продолжит светлое дело. Как бы не так, технари – не менеджеры. Картина унылая, отдел сыпется, техника и лицензии купленные для обновления лежат, никто не знает почему так.  Все просто нет человека, который бы знал, что делать. Хотя про ИТ менеджера говорилось неоднократно.

    Я к чему, сертификация ITIL предназначена для ИТ – менеджеров. А в бизнесе роль ИТ менеджера не прописана, то есть сертифицировать некого (интеграторы не счет). А попытки донести значение роли возложенной хоть на технического, хоть на главного инженера с описанием бизнес прелестей у ЛПР в головах не укладываются.  Существуй хотя бы роль, требования хотя бы уровня "толкователь" приложилось бы. То есть сертификация нужна, но мне вменяемые директора говорят "вам-да, вы на этом деньги делаете". Странно, но они на работе ИТ деньги тоже делают…


Добавить комментарий для Ольга2Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM