Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Checklist: процессная документация (по COBIT 5 PAM)

COBIT-Logo

Написать хорошую процессную документацию – непростая задача. Само по себе понятие "хорошая документация" требует пояснения: 
  • должна помогать участникам процесса
  • должна позволять четко проводить границы (например, разграничение ответственности в процессе)
  • должна давать ответы аудиторам
Список можно продолжать. 
В COBIT 5 PAM есть замечательная таблица, которая может помочь при составлении хорошей процессной документации, отвечающей на многие вопросы.
 

Продукт

Содержание

Комментарии

Описание процесса

Название процесса

Название процесса в соответствии с принятой моделью управления

Владелец процесса

Лицо, ответственное за проектирование процесса, включая формирование и актуализацию процессной документации

Границы процесса

Четкое указание на область действия процесса

Роли в процессе

В том числе – поставщики процесса и  потребители результатов

Схема процесса

Обычно схема последовательности шагов процесса, входов и выходов

Матрица RACI

Матрица распределения ответственности за отдельные шаги процесса между ролями

Матрица внутреннего контроля

Матрица рисков, идентифицированных в процессе, и определенных для них контролей

Описание процедур процесса

Детальное описание всех процедур процесса

План процесса

Цели процесса

SMART-цели с указанием шагов, ожидаемых результатов и промежуточных достижений

Ресурсы процесса

Ресурсы и информация, необходимые для достижения целей процесса

Коммуникации процесса

Как минимум,

  • Передаваемая информация
  • Целевая аудитория
  • Ответственность за коммуникации
  • Время коммуникаций
  • Способы и каналы коммуникаций

Инфраструктура и среда

Среда, инструментарий, вспомогательные средства для реализации процесса

Требования к исполнителям

Описания ролей и компетенций, необходимых для реализации процесса

Требования к обучению

Необходимые исполнителям и потребителям процесса знания и навыки

План качества

Политика и цели в области качества

Описание ожиданий заказчиков в отношении продуктов и результатов процесса

Описание продуктов процесса

Включая описание структуры и содержания всех продуктов процесса

Критерии качества каждого продукта

Критерии, по которым продукты оцениваются и принимаются

Требования к документированию продуктов процесса

Правила документирования продуктов, обеспечивающие идентификацию, отслеживание и утверждение

Правила управления изменениями и версиями продуктов процесса

Процедуры управления изменениями продуктов и контроля версий

Записи о качестве

Записи о проверках по критериям

Записи о выполненных проверках продуктов на соответствие критериям, выявленных отклонениях и предпринятых корректировках

Политики и стандарты

Цели и ответственность, определенные для процесса на уровне организации

Действующие для всей организации цели процесса и ответственность за его реализацию

Минимальные требования к работе процесса

Минимально необходимые компоненты и результаты процесса, действующие для всей организации

Типовая схема процесса

Базовая схема процесса, содержащая основные активности, их порядок и ответственность за их исполнение

Стандартные процедуры

Процедур процесса, обязательные для всех вариантов его реализации

Необходимые роли и ответственность

Описания типовых ролей процесса и соответствующих им знаний, навыков и полномочий

Необходимые ресурсы, инструменты и инфраструктура

Минимальный комплекс ресурсов, необходимый для работы процесса

Требования к мониторингу, контролю и отчетности

Типовые отчеты по процессу и требования к контролю процесса

План улучшения работы процесса

Цели в области улучшения процесса

Цели совершенствования процесса, основанные на требованиях бизнеса

Сравнение с передовыми практиками

Возможности развития, основанные на лучших практиках отрасли

Технологические возможности для совершенствования

Возможности развития, основанные на технологических инновациях

Действия по совершенствованию

Выявленные действия по совершенствованию

План улучшения

Конкретные шаги, сроки, критерии успешности, ответственность за исполнение

Контроль качества

Методика подтверждения эффективности предпринятых мер по совершенствованию процесса

План измерения процесса

Цели в области измерения и оценки

Измеримые цели работы процесса

Метрики и показатели

Метрики и показатели для оценки достижения целей

Процедуры сбора данных

Источники данных, методы сбора и обработки данных

Процедуры анализа и оценки

Процедуры и инструменты обработки информации, анализа и оценки

План контроля процесса

Техники контроля

Методы и техники, применяемые для обеспечения стабильности процесса и минимизации вариаций

Методика измерения

Методы измерения и оценки отклонений

Допуски

Описание допустимого уровня вариаций в работе процесса

Записи о работе процесса

Записи о работе процесса, достигнутых результатах и выявленных отклонениях

Включая действия по корректировке отклонений

Источник: COBIT 5 Process Assessment Model, © ISACA. 

ITIL 4 Foundation, DSV, DPI, CDS, HVIT, DITS
и другие интересные аббревиатуры от соавторов ITIL 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM