«CI or not CI» или размышления о картриджах

3d-printer-filament-welding-rods-for-3d-printersДавайте будем учитывать жёсткие диски в качестве конфигурационных единиц! Думаю, у многих читателей одновременно возникло множество "встречно-наводящих" вопросов. Воспользовавшись правом автора, выберу из них такой: "А при чём тут диски, если заголовок — про картриджи?". Не пугайтесь, я не пытаюсь вас запутать. Просто хочу поделиться некоторыми соображениями про организацию учёта расходных материалов и комплектующих в рамках процесса управления ИТ-активами.

На мой взгляд, этой области уделяется незаслуженно мало внимания. Об этом свидетельствуют несколько подряд проектов в области упраления ИТ-активами, где данная тема весьма детально прорабатывалась.

Основная мысль, с которой до сих пор не все соглашаются: не стоит регистрировать картриджи и запчасти в качестве конфигурационных единиц. Исключения возможны и обычно касаются дорогих комплектующих, которые не применяются массово. Но в основном следует учитывать их количественно, а не каждую единицу в отдельности. Почему? В качестве аргументов могу привести следующие:

  • расходные материалы и комплектующие после приобретения и пребывания на складе списываются на конкретное оборудование (вставили память в сервер или картридж в принтер), а не выдаются конечному пользователю (точнее, могут выдаваться, но опять же с целью установки в конкретное оборудование); соответственно, нет смысла учитывать привязку к пользователю и местоположению;
  • с точки зрения конфигурационной модели такие CI не имеют смысла; думаю, никому не придёт в голову связывать картриджи с принтерами параметризованными связями влияния;
  • объём CMDB неоправданно возрастёт.

Ну и плюс к этому как обычно полезно ответить себе на вопрос "зачем?". Действительно, какие цели мы преследуем, организуя учёт расходных материалов и комплектующих? Примерно такие:

  • всегда иметь актуальную информацию о наличии в разрезе имеющегося оборудования, для которого эти материалы применяются;
  • получать статистику использования материалов в штуках на конкретные единцы оборудования;
  • получать данные о финансовых затратах на расходные материалы и комплектующие в разрезе конкретных единиц и категорий оборудования.

По желанию можете дополнить список, выше приведены только основные запросы в отношении выходов процесса.

Общая картинка, которую хочется видеть в результате, сильно напоминает классический складской учёт. Может даже возникнуть мысль, что этой задачей должна заниматься бухгалтерия. Но в большинстве организаций бухгалтерия списывает расходные материалы без всякой привязки, да и CMDB у них нет. А у нас есть необходимость в информации  разрезе конкретных единиц оборудования. Соответственно, нужно вести учёт внутри ИТ, и у нас возникает необходимость в наличии технических воможностей учёта расходных материалов в привязке к CI в CMDB, а также регламента этой деятельности. Включая выделенную роль с описанием функций и набор KPI для неё. И ещё методологию списания стоимости расходных материалов и комплектующих, закупленных в разное время по разной цене, на конкретные конфигурационные единицы. В части этого последнего пункта хорошо себя показала хорошо известная методология FIFO. Она позволяет всегда получать точный расчёт затрат, так как на оборудование относится стоимость расходников из конкретной закупки. А также относительно проста с точки зрения функциональной реализации.

Полезно также предусмотреть в системе автоматизации возможность учёта совместимости различных моделей расходки с конкретными моделями оборудования. Это значительно повышает удобство планирования закупок расходных материалов.

А вы, коллеги, ведёте учёт расходных материалов и комплектующих в единой ITSM-системе?

ITIL ITIL Intermediate: Operational Support and Analysis

Учебный курс: эксплуатация и поддержка ИТ-услуг, Service Desk, инциденты, проблемы, операции и запросы пользователей — в ITIL и на практике.
 

Узнайте больше!

Комментарии и мнения

  1. Руфат

    Завести виртуальный склад и там нормально учитывать чтобы билось потом с управленческим и бухучетом. Как минимум вести учёт установленных картриджей, особенно, если кабинетная система и принтеров чуть меньше чем пользователей 🙂

    Бухгалтерия всё равно потом стребует для списания оформленные внутренние накладные, чтобы разрешить утилизацию.

    0
    0
  2. Иван

    Хорошо, если у вас все сотрудники(принтеры) в одном здании сидят и на виду, а если это филиаьная сеть, и закупки картриджей централизованы, а ХДД это просто расходка и покупается в филиалах, а если нужно собрать отчет в разрезе филиалов, а если это SSD стомостью 40к рушелей?

    Почему обязательно связью должны быть привязаны картриджи? Просто атрибута картриджи вполне достаточно.

    Всегда есть минимально-необходимое обоснование использование КЕ как единицы. Всё-таки здравый смысл решает...

     

    0
    0
  3. Анастасия Кировская

    Учет расходных материалов и комплектующих ведем в единой ITSM-системе, параллельно бухгалтерии. Учет ведем в рамках процесса управления ИТ-активами, при списании расходника связываем его с КЕ. Видно кто, что, с какой скоростью, на какую сумму тратит + расходы в разрезе КЕ.

    0
    0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие мероприятия

Зарегистрируйтесь, чтобы получить больше полезных знаний:

АВГ
20
АВГ
23