Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

О, это сладкое слово — Релиз!

111118_contentgeeks_5_release_early_5501Завсегдатай всем известного сайта allthingsitsm.com Марк Смолли (Mark Smalley) опубликовал заметку о релизах ПО, и о том, как в среде ИТ-специалистов поступают при возникновении проблем с ними.

Марк говорит о том, что иногда при возникновении сложностей с релизами, в силу их значительной временной дискретности, некоторые компании принимают меры к "починке релиза", нежели к "починке конвейера релизов". Далее в заметке излагаются закономерные выводы о том, что именно второй подход в среднесрочной перспективе способен предоставлять результаты более стабильного качества. Для выбора способа улучшения нам приходится оценивать множество факторов: критичность приложения для бизнеса/потребителя, риски и ущерб от возможных сбоев, репутационный риск и способность поставщика услуги принять его. Исходя из этого анализа предлагается определить требуемые меры по управлению качеством развертываемых релизов.

На практике, мы приходим к необходимости строго определять, что именно мы понимаем под релизом, как объектом управления. Можно выделить целых три сущности, приведем их далее по степени возрастания их сложности.

  • Релиз программного обепечения, дистрибутив.

Достижение высокого качества публикуемого программного продукта является одной из главнейших задач коллективов, занимающихся разработкой. За последнее время на эту тему написаны сотни книг, в индустрии сменился подход к организации процесса разработки, тестирования и публикации ПО. Намеренно не будем раскрывать этот пункт далее, принимая релиз ПО как некоторый черный ящик, как лишь один из требуемых компонентов ИТ инфраструктуры.

  • Релиз ИТ-услуги (ИТ-системы).

Эта сущность является наиболее часто встречаемой на практике. В условиях, когда между бизнесом и ИТ возникает необходимость возводить мосты и ломать стены, организовывая в них двери и окна, подразделение ИТ лучше всего знает о своих ИТ-услугах, которые чаще всего формулирутся в терминах систем. Теперь мы хорошо понимаем наши механизмы и можем предоставить потребителю ИТ-услугу в виде работающего ПО и оборудования, обученных специалистов, программ обучения, каналов и практик коммуникации при сопровождении ИТ-услуги. Это уже достаточно сильная позиция, но её тоже можно улучшить.

  • Релиз Услуги. 

Мыслить в терминах ИТ-систем чревато потерей ценности. В большистве случаев изменения в информационной инфраструктуре поддерживают происходящие бизнес-изменения. Кто, как не бизнес, должен мыслить услугами, заниматься "улучшением конвейера их предоставления"? Конечно, во всем этом присутствует ответственность ИТ-подразделений, но главное в том, что этот результат должен быт достигнут совместными усилиями. Собственно, наблюдаемый взрыв применения гибких (agile) подходов только подтверждает это. Бизнес как главный получатель и выгодоприобретатель ИТ-услуг должен получать их наиболее эффективным образом и для этого он включен в процессы и команды выполняющие ИТ-изменения (а лучше предположить, что координирует и равновесно участвует, сам используя сервисно-ориентированный подход). Команда меняющая услугу целиком по своей природе должна быть разнородной, иначе она не сможет достичь цели.

Что вы думаете по этому поводу? Как выстроен механизм бизнес и ИТ-изменений у вас? В чем состоит ваша основная сложность?

 

 

 

«VAP: Управление поддержкой ИТ-услуг»
Строим эффективную ИТ-поддержку, оптимизируем существующую

Комментариев: 4

  • Сергей

    Чем больше читаю подобные статьи и чем больше погружаюсь в тему ИТИЛа, тем грустнее становится созерцать окружающую действительность.

    О каких релизах не ит-услуг можно рассуждать, когда бизнесс не видит себя предоставляющим сервис клиентам?

    Завод работает, оборудование крутится, продукция клиентам отгружается… При чем тут ИТ? Где все эти компании, которые связывают ИТ-услуги и просто услуги?

    Что-то я не вижу со своего края России таких…

    • Что касается фабрики, то трудно выделить важность ИТ в цепочке её производства, не понимая специфики, но могу привести контрпример.

      Компания занимается производством футболок с рисунком по заказу пользователя. Канал продаж – сайт, Уникальная услуга конструктора рисунка – часть этого сайта. Производственная линия включая упаковку – роботизированная. Без участия ИТ это не может существовать априори, при отсутствии развитий и изменений – будет потеснена с рынка (нельзя “настроить один раз и уйти”).

      При высокой зависимости бизнеса от ИТ, спрос максимально быстрое и качественное удовлетворение бизнеса ИТ-услугами кратно увеличивается. И бизнес начинает быть готов за это платить.

      • Сергей

        Пример хороший, но он из b2c области. В b2b все работает совсем иначе. По крайней мере в российском…

        • Признаюсь, что предоставить пример изи b2b я сразу затруднился, но могу представить для себя такую ситуацию, когда ИТ-услуги будут являться для бизнеса "средством производства", т.е. генерировать ту самую ценность для конечного потребителя услуг компании. (Это сильно склоняет нас к компаниям сферы услуг, не производственным.). Либо ИТ должно иметь возможности быть драйвером для бизнеса, здесь примером может быть ритейл или логистические компании. Эффективная организация канала продажи или логистики и складского учета – их хлеб.

          Даже для ситуации с заводом, производящим продукт, бизнес будет кровно заинтересован в качественном ИТ, если производство многопередельное. Управление конвейером сборки автомобиля – это та ещё задача для ИТ-подразделения, особенно когда к этому добавляется управление производством в виде логистики, закупок, учета материалов и готовой продукции, сбыта и финансов. В первую очередь для того, чтобы меньше тратить на этих бизнес-процессах. Решения принимают конкретные люди и это многое объясняет.

           

           


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM