Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Процессный подход. Быть или не быть?

pr-appr-2Разговорились на днях из одним из представителей заказчика. Собеседник поделился своим опытом работы в предыдущей компании, где он познакомился с процессным подходом воочию. Слово за слово, завязалось обсуждение. В результате чего пришли к тому, что процессный подход неизбежен. Вывод сделан непосредственно собеседником, я всего-то задавал наводящие вопросы. Добавлю лишь вопросительный знак в заголовок заметки, оставляя поле для дискуссий.

Сначала немного в сторону для небольших уточнений и определений. Функциональный подход – а именно с ним сравнивался в ходе обсуждения процессный – способ организации деятельности компании посредством определённых функций. Укрупнённые примеры: производство, маркетинг, бухгалтерский учёт, юрисконсульство и т.д. – высокопрофессиональные и узкоспециализированные сущности. Характерные особенности функции – более-менее однородная и однотипная деятельность, склонность к самоизоляции и увеличению своего влияния в организации. Процессный подход использует функции в своей работе и направлен на достижение целей всей организации как единого организма или системы.

В общем случае цели работы отдельных функций могут быть не совпадать с целями работы организации. Например, отдел маркетинга для удовлетворения спроса может требовать максимально широкий возможный спектр производимых товаров. Отделу производства, наоборот, нужно выпускать какой-то один вид товаров, поскольку это снижает издержки на переналадку оборудования, упрощает логистику, хранение материалов, повышая, таким образом, результативность функции. А для компании в целом оптимально производить и реализовывать разумно достаточный ассортимент с точки зрения привлекательного конкурентноспособного предложения.

Вернёмся теперь к ходу нашего обсуждения. Что мы видим в примерах выше? Функции, борясь за место под солнцем, зачастую, "забывают" про эффективность деятельности всей компании. Вы и сами, скорее всего, были свидетелями такого подхода (классические "к пуговицам претензии есть?" или "с нашей стороны пули вылетели!"). Определённо, в условиях нарастающей глобальной конкуренции увеличение эффективности работы компаний – мера необходимая. Особенности "поведения" функций явно не способствуют этому. Поэтому одним из способов может стать использование процессного подхода. Функции при этом остаются, смещается акцент. Цели функции ставятся в зависимость от целей процесса, что использует их в своей работе. Кроме того, повсеместное использование автоматизации вынуждает функции специализироваться на аналитической составляющей работы, в принятии решений. Решения должны быть обоснованными и полезными. А польза в данном случае определяется успешностью работы бизнес-процессов предприятия. Не зная процессов, в которых принимаешь участие, вряд ли принесёшь пользу. Отсюда и вывод моего собеседника: процессному подходу – "быть".

Для себя ответ на вопрос в заголовке я сформулировал так. Процессный подход – возможность для сложных функционально-организованных компаний, что осознанно выбрали данный способ, увеличить свою эффективность. При этом стоит предварительно рассмотреть и проанализировать и другие возможные способы (например, экстенсивное развитие) и детально просчитать затраты на переход и поддержание работы в новом управленческом состоянии.

Учебные курсы и сертификация на русском языке
специалистов по ИТ-менеджменту

Комментариев: 16

  • Сергей

    Денис!
    Вы "на пуговицах", "пулях", "отделе маркетинга" убедительно показываете недостатки функционального подхода.
    Однако при описаний достоинств процессного переходите на формулировки "аналитическая составляющая работы", "успешность работы бизнес-процессов"…
    Не моглы бы Вы показать достоинства процессного подхода также "на пуговицах", ну или хотя бы на приведённом Вами примере производства. 🙂

    • Сергей, на примере с "пуговицами" – готовое изделие, которое понравится заказчику: условный "костюм", что хорошо на нём сидит.

      • Сергей

        Нет, цель процесса не интересна, она и так понятна. В случае с костюмом понятна и мотивация пришивальщика пуговиц в процессном подходе.
        А вот в случае с ассортиментом и производством?
        Допустим, бизнес поставил цель – вытеснить с рынка конкурента. Ну или просто – повысить прибыль. Как та или другая цель должна воздействовать на маркетинг? Как она должна воздействовать на производство? Как тут процессный подход поможет?

        • Андрей

          Сергей, как правило, при применении процессного подхода есть два ключевых вектора:

          1. Максимальное количество процессов (в большей степени процессы бек-офиса) пытаются стандартизовать, чтобы сократить издержки.

          2. Определяют несколько ключевых процессов, которые выделяют организацию на фоне конкурентов, т.е. являются конкурентными преимуществами (в том числе таким процессом часто бывает – процесс взаимодействия с госорганами 🙂 )

          Касаемо Вашего вопроса – смотрим как наша цель по увеличению прибыли влияет на ключевые процессы, потом смотрим, как для этого будут меняться смежные процессы.

          • Настройка отдельных функций организации под цели процессов, что их используют. Стратегическая бизнес-цель -> цели бизнес-процессов -> цели подпроцессов, исполняющихся внутри функций.

            Маркетинг, например, может перепланировать ассортимент продукции. Производство – начать выпускать новые, ранее не производившиеся товары.

          • Сергей

            Андрей, не всегда максимальное количество стандартизированных процессов приводит к сокращению издержек. Тут палка о двух концах…

            1. в конечном итоге мы можем получить много маленьких процессов именно оптимизированных и сокращающих издержки, но каждый процесс будет описывать очень маленькую область деятльности, и в дальнейшем приближении стремиться превратиться именно в функцию одного конкретного исполнителя (должности). тут ещё нужно не погрязнуть в этом множестве процессов и не сделать основной деятельностью предприятия – разработку, оптимизацию и стандартизацию этих самых процессов.

            2. процессы сильно не дробяться и их есть всего несколько. и, например, в рамках одно процесса выполняют свои обязанности и "пришиватель пуговиц" и "обметывальщик петелек". Вроде похожи, вроде все с иголками и нитками работают. Но согласно процессу обметывальщик должен выполнять операции по получению и учету израсходованных пуговиц, заказу новых пуговиц, т.е. операции, не свойственные данной задаче. в этом случае слово "стандартизация" как-то кажется неуместным… а издержки, возникающие вследствии неразберихи только усугубляют влияние на общий результат и дополнительно деморализуют сотрудников..

            • Андрей

              не всегда максимальное количество стандартизированных процессов приводит к сокращению издержек … в конечном итоге мы можем получить много маленьких процессов именно оптимизированных и сокращающих издержки

              Сергей, конечно речь идет о необходимой достаточности. Не только с точки зрения охвата по количеству процессов, но и по детализации.

              А вот что имелось в виду под п.2 я, к сожалению, не понял

               

  • Владимир

    Лично для меня ответ на вопрос очевиден – процессному подходу быть, ибо только процессный подход позволяет с минимальными ресурсами обрабатывать большой поток запросов, товаров и т.д.

    Вспомните как раньше организовывались очереди в магазинах, поликлиниках, кафе, автосервисах и других сервисах … и сравните, как это организовано на передовых предприятиях сейчас.

    Уменьшение цены товара, увеличение спроса и нашего уровня жизни – заслуга технологических цепочек и применяемого процессного подхода в производстве товаров и услуг.

    Недавно у нас даже возникла идея организовать "Процессный офис" (аналог Проектного офиса, только по процессам предприятия).

    • Владимир, поделитесь, пожалуйста, как к этой идее организации Процессного офиса пришли? Инициатива, как понимаю, "снизу"?

      • Владимир

        Сейчас у нас проходит оценка соответствия текущих процессов организации процессным областям по CMMI. Рекомендация о создании Процессного офиса – инициатива группы оценивания, родившаяся в результате обсуждения/мозгового штурма наших недостатков. Уже оглядываясь назад (с опытом погружения в CMMI) могу сказать, что взгляд не со стороны ITIL (другие методики) оказываются полезны для осмысления процессов. 

  • Андрей, другой

    Странная постановка вопроса. Любая деятельность осуществляется в виде процессов. Если вы хотите понимать что и как выполняется, то для вас нет альтернативы – только анализ процессов и, по возможности, их автоматизация. Если вас не интересует что и как происходит, то тогда вы это рассматриваете в виде функции, для которой определены вход и выход, а что там внутри – не важно. Причем ничего нового в этом нет. Всё это уже пройдено в рамках индустриальной революции – технологические процессы, роботизация и т.д. ИТ революция должна закончится таким же уровнем автоматизации/роботизации бизнес процессов(процессов обработки информации), который достигнут в постиндустриальных обществах.

    • Андрей, предлагаю вопрос рассматривать в контексте отдельного предприятия. Да, деятельность осуществляется в виде процессов. Однако, это не отменяет того факта, что в во множестве компаний используется функциональный подход со всеми вытекающими особенностями.

       

      • Андрей, другой

        Денис, я не согласен с рассмотрением процессного подхода и функционального как равнозначных альтернатив. Возможно этого и нет, но мне так показалось. Единствнная, на мой взгляд, вытекающая из функционального подхода особенность – это нежелание/неспособность разбираться в том, как это работает и как это можно улучшить. К сожалению есть примеры такого подхода на самом высоком уровне – Была озвучена цель сократить численнсть чиновников на 20%. У меня вопрос – от куда взялась эта цифра? Почему 20%, а не 21,5 или 18,8? И как это будет реализовываться – построят всех в ряд и на 1й-5й расчитайсь? При функциональном подходе именно так и происходит.

        • Возможно этого и нет, но мне так показалось.

          Андрей, точно, показалось. Про равнозначность подходов речи нет. Широкое распространие функционального подхода – реальность. Нужно или пытаться изменить её, или принять как есть. Отсюда и осторожность в оценках: даст ли нужный эффект задуманный переход или нет. Культурные особенности конкретной организации очень стойки, удастся ли наёмным менеджерам за обычно отводимые 2-3 года что-то сдвинуть с места? Много ли Вы видели компаний, где процессное управление реально, а не декларативно. Компаний, где функциональные / линейные руководители не относятся свысока к "каким-то там менеджерам процесса", а реально предоставляют им необходимые для работы процесса ресурсы?

          И как это будет реализовываться — построят всех в ряд, и на 1й-5й рассчитайсь?

          Ну Вы же знаете, как это происходит :).

          • Андрей, другой

            Денис, по-занудствую еще чуток:) На мой взгляд текущие подходы менять придётся, поскольку уже нет резервов покрывать низкую эффективность существующих процессов, а поднять их эффективность можно только через процессный подход. Наемные менеджеры, работающие на KPI в таком деле не помошники. KPI выполнил, а там хоть трава не расти. Реально работающий процессный подход – госструктуры Америки, многие компании там же.

            • Андрей, это завсегда пожалуйста!
              Абсолютно согласен, что рано или поздно придётся менять подход – вопрос времени / исчерпания "прочности системы", т.е. эффективности.


Добавить комментарий для ВладимирОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM