Пропасть незнания

The-Godfather-Negotiation-TacticsРабота консультанта в проекте по внедрению и автоматизации бизнес-процессов всегда играет яркими красками. Совсем недавно я писал о том, как мне пришлось выступать в роли тренера, и вот снова наступил момент, когда приходится выходить за рамки привычной деятельности.

Очень часто в проектных командах интеграторов присутствует два тесно взаимодействующих лагеря: проектировщики/архитекторы и разработчики. Первые разрабатывают архитектуру и принципиальную схему решения, документируют процессы, логику, интерфейсы. Вторые участвуют в проектировании и впоследствии занимаются непосредственной разработкой, настройкой средств автоматизации. В настоящем проекте я выступаю не только в роли аналитика и проектировщика, но и в роли технического эксперта и разработчика. Так исторически сложилось, что хоть я и не обладаю той полнотой экспертизы, которой владеют наши выделенные технические эксперты и разработчики, но тем не менее имею возможность выполнять значимый объем задач разработки, поэтому и работаю в проекте "за того парня". 

Такое переключение ролей, как это часто бывает, позволяет выйти за рамки комфорта и записать собственные наблюдения на этот счет. Современные информационные технологии уже длительное время движутся в сторону специализации экспертизы. Это неуклонное движение каждый раз пугает людей шириной и глубиной "пропастью незнания" в тот момент, когда они сталкиваются не со своей профильной предметной областью. Более того, самостоятельные попытки "разобраться в теме" с наскоку, без серьезного инвестирования времени и усилий в практически любой выбранной специализации в настоящее время обречены на провал. Без определенного бэкграунда задача будет попросту неразрешимой, что прекрасно иллюстрируется известным ещё со студенческой жизни анекдотом:

Это винтик, это отвертка, винтик можно крутить отверткой. Это всякие железяки, их можно соединять винтиками, закрутив отверткой. Еще бывают гайки и шестеренки.

Задание: Постройте синхрофазотрон.

Попробуем описать тот объем знаний, который является необходимым минимумом для реализации "сферического в вакууме" проекта по автоматизации бизнес-процессов. Выделим основные домены, компоненты решения и те знания, которые потребуются для их воплощения

  1. Проектирование процессов и архитектура решения
  • Процессы
  • Стандарты и фреймворки: MOF, ITIL, COBIT, IT4IT, ...
  • Нотации проектирования процессов: BPMN, IDEF, eEPC
  • Навыки проектирования процессов
  • Знания и навыки разработки презентационных и информационных материалов и документов 
  • Архитектура приложения
  • Знание современных подходов к архитектуре приложений: монолитная или микросервисная архитектура, ...
  • Знание методик построения архитекутуры приложения и стандарты моделирования: SOMF, 4+1, ...
  • Знание свойств и характеристик компонентов приложения
  • Знание средств и сред разработки, артефактов 
  • Знание требований к технической документации, её контенту и оформлению 
  • Навыки технического писателя
  • Навыки проектирования приложений, разработки компонентов
  • Архитектура проекта
  • Знания и практики управления проектами: PMI, PRINCE2, ...
  • Знание и понимание действующих ограничений: законодательных, организационных, временных, финансовых, логистических, ресурсных, в части информаыионной безопасности
  • Навыки планирования работ и ресурсов
  • Навыки по организации и контролю работ
  1. Решение
  • Разработка
  • Подходы к разработке: Agile, Scrum, Waterwall, Test driven, ... 
  • Средства разработки, языки
  • Языки, их семантика, назначение
  • Среда разработки, платформа: Visual Studio, 1C, Git, ...
  • Специфические компоненты
  • бизнес-логики:
  • знание алгоритмов и современных практик програмирования: ООП, паттерны и фабрики, ...
  • знание библиотек готовых решений и компонент: JQuery, очереди сообщений, шины, клиенты и коннекторы, ...
  • умение писать стабильно качественный код
  • работы с массивами и базами данных
  • знание архитекутуры и организации СУБД: SQL, no-SQL, нереляционные БД
  • умение работы с СУБД
  • интеграций с внешними сервисами
  • способы интеграций систем и сервисов: шины данных, веб-сервисы, файлообмен, TCP/UDP
  • знание работы сторонних сервисов: Active directory, e-mail, Office&Sharepoint
  • интерфейсов
  • знания о типах и способах организации интерфейсов: толстый и тонкий клиенты, мобильный и веб-интерфейс
  • знания и навыки проектирования UI/UX
  • навыки дизайна интерфейсов
  • Инфраструктура, знания об администрировании 
  • Кластер/Сервер приложения
  • Кластер/Сервер СУБД
  • Кластер/Сервер web интерфейсов и сервисов
  • Виртуализация и балансировщики нагрузки
  • Сетевой топологии 
  • Телефонии
  • Управление качеством
  • Знания о способах организации тестирования и контроля качества
  • Знания об инструментарии тестирования и управлении средами тестирования
  • Навыки организации автоматизированного тестирования 
  1. Внедрение
  • Персонал, организация и проведение обучения:
  • Навыки разработки обучающих, презентационных, аттестационных материалов
  • Знания и навыки работы с аудиторией
  • Поддержка
  • Знания об способах организации поддержки пользователей
  • Знания об организации центров компетенций и передачи знаний
  • Навык организация очной и удаленной поддержки пользователей

 

Если взглянуть на этот, далеко не исчерпывающий, список, каждый пункт из которого — это свой собственный небольшой мир, то становится очевидными как минимум два утверждения:

  1. Для того, чтобы успешно работать даже только в одной из указанных областей, нужно знать достаточно много, в плане ширины информационного охвата. В противном случае, работа специалиста  будет неэффективной, т.к. на границах известной ему экспертной области будут происходить потери из-за отсутствия понимания контекста и картины происходящего в целом.
  2. Необходимо выделить для себя те смежные области, в которых необходимо поддерживать себя в форме, и обладать в которых, пусть не экспертным, но хотя бы средним уровнем компетенции. В остальных областях достаточно поддерживать обязательное знание основ, чтобы иметь возможность найти и заполнить недостающие пробелы при необходимости.

На текущий момент мне импонирует подход, применяемый к специалистам информационной безопасности, желающим сдать экзамен на CISSP или CISA. Эти экзамены, кроме профильных вопросов, включают в себя широкий спектр вопросов по организации ИТ-подразделения и ИТ-инфраструктуре так, чтобы быть уверенным в наличии у экзаменующегося хорошего базового уровня в этих областях. Это знание позволяет аудиторам или консультантам корректно работать с рисками, как со своим основным объектом профессионального интереса, в части их выявления, идентификации и оценки.

Если кто-либо поделится своими наблюдениями и способами борьбы со своим незнанием, то будет очень интересно узнать вашу точку зрения. Что вы решили на этот счет для себя?

PRINCE2 Управление ИТ-проектами на основе PRINCE2

Трёхдневный аккредитованный учебный курс с интерактивным кейсом.
 

Узнайте больше!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие мероприятия

Зарегистрируйтесь, чтобы получить больше полезных знаний:

ИЮЛ
3
Учебный курс:
Основы ITIL (очно)