Действительно ли руководители нужны?

managerМногие вещи и явления мы воспринимаем как само собой разумеющиеся. Сказываются особенности психологии (в этой науке в последние десять-двадцать лет такой прогресс, которого не было в предыдущие лет сто, поэтому всё больше и больше тайн нашего поведения перестают быть тайнами). К примеру, нам кажется необходимым в любой крупной организации иметь департамент управления персоналом. Или же мы считаем неизбежным управление транспортными средствами при помощи людей и, как следствие, не удивляемся профессии водителя, пилота или машиниста.

Хорошо, что время от времени появляются люди и компании, готовые проверять статус-кво на прочность. И нам очень повезло, что часть таких тестеров являются нашими современниками.

К примеру, компания Google в 2002 году в лице отцов-основателей Ларри Пейджа и Сергея Брина задалась вопросом "А зачем нам вообще руководители?" и провела довольно масштабный эксперимент по радикальному сокращению их количества, превратив всю организацию в плоскую структуру. Эксперимент продлился лишь несколько месяцев, так как работать без боссов у сотрудников как-то не очень получалось, но общая идея избавления от ненужной управленческой прослойки осталась. Действительно же, менеджеры — это как минимум неизбежное зло, а как максимум — бюрократия и тормоз прогресса. Поэтому в 2008 году в Google появилась специально подобранная команда исследователей, которым была поставлена задача максимально научным способом доказать, что менеджеры на результаты работы сотрудников и организации в целом особо не влияют.

Всё вышло ровно наоборот.

Исследователи, работая в проекте "Кислород" (Project Oxygen), установили несколько довольно важных фактов. Во-первых, без руководителей никак нельзя. Во-вторых, руководители бывают условно хорошие и плохие. Хорошие помогают своим подчинённым добиваться выдающихся результатов, плохие результатам не очень способствуют. Поэтому с течением времени ключевой вопрос, поставленный перед проектной командой, трансформировался в следующий: "А что если у каждого сотрудника нашей компании будет потрясающий менеджер?". Что с хипстерского на консультантский переводится как: "Cформировать перечень ключевых качеств руководителей, максимально влияющих на результаты работы сотрудников".

Команда разработала набор из двух KPI: оценка эффективности деятельности и оценка менеджера сотрудниками. Было проведено множество интервью, использованы результаты анализа каждого сотрудника по методу "360 градусов" за несколько лет, а также, что довольно важно, специальным образом опрашивались граждане, покидающие компанию. В результате получился список из восьми качеств хорошего менеджера компании Google. Вот он какой, настоящий руководитель Интернет-гиганта:

  1. Является хорошим коучем
  2. Раздаёт ответственность и не занимается микроменеджментом
  3. Выражает интерес и озабоченность успехами каждого сотрудника, в том числе на личном фронте
  4. Нацелен на продуктивность и достижение результатов
  5. Является хорошим коммуникатором
  6. Помогает с развитием карьеры
  7. Имеет чёткое видение/стратегию для команды
  8. Имеет важные технические компетенции, помогающие ему помогать команде

Примечание: формулировки даны в переводе, максимально приближенном к оригиналу.

Результаты исследовательской работы используются в Google до сих пор, помогая готовить и обучать руководителей, работающих в компании, а также планировать организационную структуру. Из любопытного — говорят (и пишут), что в Google не редки руководители, имеющие до 30 прямых подчинённых. Что совсем не бьётся с общепринятой нормой "максимум семеро на одного босса".

Таким образом, можно сделать несколько выводов. Если у вас есть руководитель (а такая неприятность присуща многим из нас), то, скорее всего, он правда нужен. Если вы сами являетесь руководителем, то самое время задать себе неожиданные вопросы "А зачем я вообще тут нахожусь?", "Чем именно я помогаю своим сотрудникам?", "Может ли у них быть лучше начальник, чем я, и если да — то чем же он лучше, чем я?"

К сожалению, списать перечень, получившийся у Google, не выйдет. Публикуя результаты своих изысканий, передовики явно указали — в вашей компании список будет свой. В нём может быть и два пункта, и двадцать два — вам придётся их найти. Но сделать эту работу точно не помешает, говорят нам исследователи.

donald-trump

На фото: один из самых результативных менеджеров современности.

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInEmail this to someone

ITIL ITIL Practitioner — новый учебный курс 2016

Правильный следующий шаг после ITIL Foundation.
 

Узнайте больше!

Комментарии и мнения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие мероприятия

Зарегистрируйтесь, чтобы получить больше полезных знаний:

ОКТ
23