Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

“Полезность” от обучения. Курс COBIT5

На недавно прошедшем курсе COBIT5 прозвучал вопрос "о чем рассказать руководству, когда спросят о полезности COBIT"fg8uaq
Понятно, что курс очень объемный, в охват авторы включили много аспектов. Более того, методология сразу про все предприятие, и зачастую сложно увидеть границы между бизнесом и ИТ; что делает руководство, а что менеджмент; что конкретно нужно и можно делегировать. Но авторы практически по каждому аспекту говорят о специфике организации – что её в первую очередь нужно учитывать.

Я думаю, что взять можно достаточно многое. И брать можно в зависимости от уровня интересов, ответственности, которую слушатель курса несет в организации, а также от уровня полномочий – позволят ли эти полномочия применить то, что показалось интересным.

Первое, что однозначно можно брать: процессная модель, причем любую публикацию – COBIT5 PAM, COBIT5 Enabling Processes. COBIT описывает процессную модель более глубоко, детально, с указанными взаимосвязями, со входами и выходами каждого процесса, – готовый справочник про ИТ процессы. 

Второе: каскад целей – идею приведения деятельности ИТ  в соответствие потребностям бизнеса. Ресурсоемкая задачка, но стоит того, как, например, попытка продемонстрировать бизнесу намерения  ИТ быть полноценным участником в достижении бизнес-результатов. 

Третье: атрибуты факторов влияния, описанные в принципе об обеспечении целостности подхода. Когда ставится нетривиальная задачка, например, усовершенствовать корпоративную культуру в организации, – с помощью предложенных COBIT5 атрибутов как раз и возможно не пропустить основное и получить нужные результаты. 

Четвертое: факторы влияния. Хотя бы потому, что на любую деятельность оказывают воздействие разные аспекты, и полезно иметь их в виду, чтобы анализировать свою деятельность с разных ракурсов. Про это много кто пишет, А COBIT5 дает подробное описание, пока правда двух факторов влияния из семи, остальные – ждем. 

Пятое: конечно же, модель оценки. Даже если вас миновали аудиты, модель оценки может служить ориентиром при выстраивании процессной деятельности, или же чек-листом для самопроверки. 

То есть действительно много полезного материала, который можно вынести из курса. И конечно же, не забываем о себе – это строчка в резюме, с вытекающими последствиями… 

Профессиональные деловые игры
для ИТ-департаментов и ИТ-компаний

Комментариев: 7

  • Андрей

    Просьба воспринимать вопросы не как критику, а как реальные проблемы, с которыми сталкиваешься в работе.

    Первое – что значит «Взять процессную модель» – вот взяли мы ее и что с ней делать? Нужно же ее еще каким то образом внедрить на предприятии, а не плохо было бы еще и процессное управление внедрить. Но это ресурсные вложения и, как частный случай, денежные. Руководство конечно же задаст вопрос, а зачем это мне и попросит посчитать экономическую целесообразность

    Второе – если у компании есть стратегия развития, то да, на основе нее разрабатывается ИТ стратегия, а если нет – кто скажет цели, потребности и т.д., тут уже встает вопрос проводить собственную оценку + заручиваться поддержкой руководства. Задача сложная, опять все завязано на экономическую целесообразность.

    Третье – как дополнительный инструмент ок.

    Четверное – аналогичному первому – взаимосвязь ресурсов с экономической эффективностью.

    Пятое – с самопроверкой соглашусь.

    Есть такая шутка: «Курс понравился – да!!! Что вы из него начали использовать – ничего!!!»

    Основной мой посыл в том, что все, что внедряется в компании должно приносить пользу – желательно в денежном выражении (в том числе и сокращение рабочих мест за счет автоматизации).

    Так вот вы в кабинете руководителя и он задает вопрос – какую пользу компании принесет следование принципам Cobit в месячной перспективе, годовой и в перспективе 5 лет. Каков бюджет проекта, нужно ли увеличивать штат, сколько будет длиться проект? И временя на ответ ограничено.

    Что в таком случае говорить?

    • Андрей, а можно встречный вопрос? Не как придирку, а чтобы делать курсы полезнее.
      Когда вы собираетесь на курс по COBIT и просите на это у того же руководителя денег, а он спрашивает "а какая нам от этого будет польза?" – что вы ему на это отвечаете? Иначе говоря, каковы ваши (и руководителя) ожидания от обучения? Что хотелось бы с курса унести и использовать?

      • Андрей

        спасибо за вопрос. 

        Есть 2 подхода.

        1. Мы собираемся внедрять у себя Cobit

        а) если внедряем самостоятельно прохождение курсов позволит узнать различные подводные камни какие могут встретиться на нашем пути, плюс время потраченное на самостоятельное обучение не сопоставимо с временем прохождения курсов. Здесь польза в сокращении сроков внедрения тех или иных процессов с соответствующей экономией средств на их поддержку.

        б) если мы выбираем подрядчиков на внедрение, то нам нужно понимать на сколько хорошо подрядчик разбирается в предметной области. А для этого нужно разбираться самому. В данном случае минимизируем риск найма слабого подрядчика, который можно расчитать в денежном эквиваленте.

        2. Прохождения для саморазвития и строчки в резюме.

         

        Обоснований для похождения обучения можно придумать сколько угодно, здесь нужно определиться, что нам в принципе нужно – расширить кругозов или реально оптимизировать процессы в компании.

         

  • Андрей

    на самом деле мой комментарий был отчасти провокационным для того чтобы завязалась беседа в новости. Самое интересное всегда читаешь в комментариях, а их тут не очень много

    • Ну, сделаем больше комментариев, что уж. 

      Как любой инструмент, COBIT сильно зависит в своей полезности от того, кто его применяет. Ну и от качества изготовления, конечно. Изготовили его неплохо – лучше многих инструментов организации системы управления ИТ. Он хорошо структурирован, внутренне непротиворечив (почти), полон (охватывает почти все аспекты управления ИТ), детален и ориентирован на прикладное использование. 

      Осталось разобраться с назначением, а дальше – дело за мастером. Назначение у COBIT довольно понятное, он дает ответ на вопрос "Из чего должна состоять система руководства, управления и контроля в сфере ИТ?" (COBIT5 Enabler guides и базовая публикация).
      Плюс помогает организовать такую систему (COBIT5 implementation), оценивать ее полноту и дееспособность (COBIT5 Process assessment model и сопутствующие руководства по проведению оценки) и выстраивать работу отдельных элементов этой системы (все публикации COBIT5 professional guides – COBIT5 for Informtion secirity, COBIT5 for Risk, For Assurance…)

      Тем, перед кем стоят такие задачи, COBIT может быть полезен. А базовый курс призван помочь разобраться, стоят ли они перед вами, а если да, то какие именно инструменты COBIT могут вам пригодиться, с какими условиями и ограничениями. И до некоторой степени рассказывает как эти инструменты применять, хотя эту задачу трехдневный формат очень сильно ограничивает. 

      ***
      И еще одно замечание – к описанным вариантам обоснования обучения. Не надо внедрять у себя COBIT. И ITIL не надо, и PMBOK… Нет такой задачи, ни у кого. Любой из этих сводов знаний – инструмент, помогающий (потенциально) в решении ваших задач. Набор отверток. COBIT – офигительный набор отверток, большой и красивый. Он может быть много в чем полезен, но не должен и не может быть самоцелью. 
      Поэтому верная цепочка выглядит примерно так:
      1. Мы хотим улучшить систему управления ИТ. 
      2. COBIT может нам помочь.
      3. Надо бы изучить COBIT. 
      4. Сходим-ка на курс в Cleverics. 
      5. Курс понравился?
      6. Мы теперь знаем COBIT так, как хотели?
      7. Знание COBIT помогло нам улучшать систему управления?
      8. Система управления стала такой, как надо?

      первые четыре шага – вниз по V-модели, вторые четыре – вверх. Как на картинке:


Добавить комментарий для Роман ЖуравлёвОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM