Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

DevOps – обманутые ожидания

Оригинальная заметка Why isn’t DevOps Delivering the Anticipated Benefits?

devopssuccessВо время конференции Gartner, посвященной инфраструктуре и эксплуатации (I&O), Директор по исследованиям Gartner Ян Хэд (Ian Head) опубликовал следующий твит:

По данным Европейского отделения #GartnerIOM, 90% специалистов считают, что #DevOps не оправдывает их ожидания 

Как отмечает автор заметки, Стивен Манн, неизвестно, каким образом был рассчитан этот показатель, и насколько статистически верны данные. Может быть, всех специалистов, переживающих по поводу своих неудачных DevOps-проектов, собрали в одном зале и предложили проголосовать. Но то, что Ян Хэд – Директор по исследованиям Gartner, вселяет уверенность, что он не будет публиковать в твиттере что-то, в чём у него есть сомнения. 

Автор считает, что аналитики Gartner всегда очень аккуратны со своими публичными высказываниями. Также нужно принимать во внимание, кто именно участвовал в исследовании – если это были обычные специалисты, а не DevOps-разработчики, тогда, возможно, они просто слишком далеки от DevOps, чтобы оценить всю его полезность. И, конечно же, нельзя забывать о тех десяти процентах, которые все-таки получают от DevOps ожидаемые результаты. Видимо,  это именно те люди, которые подходят к процессу правильно. 

“Главный вопрос – почему?”

Ответ Стивена Манна на твит Яна Хэда был

Возможно, всему виной классическая комбинация переоценки, недопонимания и изменения технологий вместо изменения людей?

И вот, что он имел в виду:

  • Переоценка – к сожалению, многие ИТ-специалисты, относятся с чрезмерным доверием к раскрученным новым технологиям. Люди имеют обыкновение переоценивать или формировать неверное  представление о чем угодно – о консалтинге, технологиях, даже названия должностей искажают до смешного, как например «инженер DevOps», так востребованный сегодня кадровыми агентствами. 
  • Недопонимание – вне зависимости от того, насколько хорошо сформулированы новые идеи, люди слышат и понимают только то, что хотят. Автор готов держать пари и заложить свой дом, утверждая, что термин DevOps означает совершенно разные вещи для разных людей. Но то же самое относится и к ITIL® –своду лучших практик в области управления IT услугами (ITSM), существующему с 1989 году. 
  • Изменение технологий вместо изменения людей – большинство экспертов в области DevOps, с которыми автору довелось общаться, считают DevOps чем-то сродни гибкому подходу к разработке ИТ-услуг. Но как много профессионалов будет инвестировать в излишне разрекламированную и возможно не слишком прибыльную технологию, просто ради того, чтобы  заявить о том, что они применяют DevOps?  К сожалению, это повод для еще одного пари.

Проблемы с внедрением… у тех, кто не внедряет.

Другой  взгляд на проблему заключается в том, что специалисты в ИТ-индустрии не умеют правильно преподносить информацию. В общем и целом, есть действительно внушительная история неудач, связанных с внедрением. Для примера достаточно взглянуть на то, что пытались сделать и это далось с большим трудом в области управления IT услугами (ITSM):

  • Управление бизнес-услугами (BSM)
  • Управление конфигурациями и базы данных конфигураций (CMDBs)
  • Портал самообслуживания и каталог услуг (хотя здесь уже заметен очевидный прогресс)
  • Управление уровнем услуг
  • Проактивное управление проблемами

Ну и конечно, нельзя игнорировать то, что большинство ИТ-подразделений в компаниях используют примерно треть из 26 процессов, описанных в ITIL 2011.  Понятно, что это очевидное использование принципа «adopt and adapt», но, тем не менее, в оставшихся двух третях процессов ITIL несомненно найдутся практики, которые принесут пользу многим ИТ-компаниям.

Итак, ITSM против DevOps.

Если только вы не находились на необитаемом острове, то наверняка уже видели или слышали подобные выражения:

  • ITIL и ITSM несовместимы с DevOps
  • DevOps победит ITIL
  • Нужно забыть о DevOps, и вместо этого использовать NoOps, то есть вообще отказаться от ИТ-эксплуатации и  ITSM

В большинстве случаев здесь идет речь о противостоянии скорости и контроля, при том, что некоторые думают, что победу может одержать только что-то одно . Но на самом деле это не взаимоисключающие подходы. Просто для DevOps потребуется  серьёзное участие специалистов по ITSM.

Взаимодействие ITSM и DevOps.

Во-первых,специалисты в области управления ИТ-услугами, должны разглядеть пользу, которую может принести DevOps.  Это не просто новая игрушка разработчиков приложений, с которой они развлекаются в перерывах между созданием далеких от совершенства продуктов, и от которой они в скором времени устанут. Во-вторых, нужно активно участвовать в этом процессе. Слишком часто слышим, что в DevOps очень много разработки и очень мало эксплуатации, то есть получается такой DEVops. Ну а причины, по которым ITSM -специалисты не слишком вовлечены в DevOps, заслуживают отдельной истории. В-третьих, нужно больше ясности – что все-таки относится к DevOps и что нет. А еще нужно помнить, что самое главное – это люди, их мироощущение и сотрудничество, а не покупка новейших технологий DevOps и привлечение новых сотрудников с привлекательными названиями профессий в резюме.  И, наконец, необходимо делиться своим опытом в области адаптации процессов ITIL со своими коллегами – разработчиками приложений. Да, они возможно ненавидят это слово и всё, что с ним связано. Но извлечены важные уроки в том, что касается адаптации, неудачного внедрения и недостаточно высоких результатов. И эти уроки пойдут на пользу тем, кто занимается DevOps. Но уже извлеченные уроки относительно адаптации и неудачного внедрения процессов, а также достижения недостаточно высоких результатов пойдут на пользу адептам DevOps.

Резюме автора таково:

Итак, несмотря на то, что мы пока не знаем точно, почему DevOps не оправдывает надежды многих компаний, применяющих его, можно с уверенностью сказать, что ITSM-специалисты обязательно должны участвовать в этом процессе. И это участие должно быть полноценным.

«VAP: Управление поддержкой ИТ-услуг»
Строим эффективную ИТ-поддержку, оптимизируем существующую

Комментариев: 2

  • Андрей другой

    Ну прямо как дети, честное слово! Это что – в первый раз? А про загогулину Gartner они слышали?(как пример http://www.gartner.com/newsroom/id/3412017). Это происходит ВСЕГДА. Сначала широкомасштабные обещания, потом сверка с действительностью, печальные выводы и уже в самом конце нормальное эволюционное развитие. OOD, CASE, языки 4-го уровня и т.д. Каждый раз обещали серебряную пулю и каждый раз оказывалось, что да, есть некая польза для определенных типов задач и при определенных условиях. Противопоставление с ITIL просто удивляет -DevOps и ITIL про РАЗНЫЕ вещи. Если применять мою любимую аналогию с нормальным производством, то DevOps – про разработку изделия, ITIL про производство(выпуск) этого изделия. Должны разработчики сотрудничать с технологами?  Да, должны, это даже в социалистической экономике известно было. И все равно опять америку открывают:)

  • Александр Тараторин

    На той же самой конференции, о которой здесь идет речь, коллеги Яна из того же Гартнера приводили статистику ответов на вопрос: "А чем вам помогло внедрение DevOps?". Эта статистика помогает немного развеять сомнения.

    Дело в том, что наиболее частых вариантов ответа два: "DevOps позволяет ускорить цикл разработки" (75%) и "DevOps помогает быстрее реализовывать бизнес-задачи" (66%). Все остальные варианты ответов лежат сильно ниже отметки в 50%, что подтверждает гипотезу о том, что если люди ожидают от DevOps принципиально других результатов, они могут быть разочарованы.

     


Добавить комментарий для Андрей другойОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM