Кроличья нора

Дискуссия про то, создают ли ИТ конкурентные преимущества для бизнеса, поднималась неоднократно, в том числе на нашем портале, и всегда вызывала крайне неоднозначную реакцию участников. Потому что лозунги нуждаются в подтверждении.

Но послушайте, мне кажется, нам с вами повезло жить в удивительное время – информационные технологии влияют на бизнес, как никогда ранее. Электронные каналы коммуникаций и умение по-новому распоряжаться накопленной информацией создают новые способы привлечения и обслуживания клиентов. Ослабление зависимости от громоздких инфраструктур снижает традиционные пороги входа в бизнес и повышает скорость изменений. В результате во многих, в том числе не-ИТ-зависимых отраслях, традиционный бизнес сталкивается с новыми конкурентами, которых вчера никто себе не мог даже представить. Все знают такие имена как Google, Amazon, Uber, Spotify, Netflix, booking.com и многие другие. И эта конкуренция означает не просто передел рынка, а изменение целых отраслей бизнеса – традиционный бизнес также вынужден меняться, включаясь в гонку технологий. И прежде всего технологий информационных.

Казалось бы, благодаря своим ресурсным возможностям, крупные корпорации обладают по отношению к небольшим стартапам колоссальным преимуществом. На деле же оказывается, что небольшие команды единомышленников за счет вовлечения всех ключевых участников и очень высокого уровня внутренней мотивации способны конкурировать с традиционными «монстрами» как минимум на равных. И передовой крупный бизнес включился в новую для себя игру – создание внутри себя фабрик небольших команд, работающих по принципу стартапов. По существу, agile-подход, рожденный в разработке ПО, все больше становится частью корпоративного управления, причем далеко за рамками ИТ-компаний. И это очень серьезная культурная трансформация – от конвейера к набору небольших мастерских. От централизованного регулирования – к творчеству и самоорганизации. От долгосрочных стратегических планов – к умению «ловить волну».

Думаю, это и есть сегодняшний, а во многом и все еще завтрашний день – agile-трансформация бизнеса, то есть обретение способности находить и быстро учиться использовать новые цифровые технологии. Может быть, мы даже доживем до появления в компаниях должности «прогрессор», в свое время предложенных читателям братьями Стругацкими.

Каково наше место в этом мире? Как мы можем повлиять на происходящие перемены? Вот вопросы, которые должен сегодня ставить перед собой каждый ИТ-профессионал. Может быть, от сервисной роли ИТ-подразделений, которая является одной из основ ITSM, пора учиться отказываться? Может быть, нам следует учиться не только обеспечивать бизнес-операции, а создавать и развивать новые бизнес-направления?

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInEmail this to someone

ITIL ITIL Practitioner — новый учебный курс 2016

Правильный следующий шаг после ITIL Foundation.
 

Узнайте больше!

Комментарии и мнения

  1. Роман Журавлёв

    Дим, заинтриговал прогрессорами. У АБС они занимались тем, что "спрямляли" прогресс иных цивилизаций.

    В бизнесе это пытаются делать консультанты. Правда, прогрессорам приходилось скрываться, а участие консультантов, как правило, с организацией согласовано. 

    Если же ты говоришь про внутренних прогрессоров в компаниях, то они почему-то называются в западном бизнес-мире евангелистами, хотя по сути больше походят на пророков. Но уже существуют. 

    Расскажи подробнее, ты кого имел в виду?

    0
    0
    1. Дмитрий Исайченко Автор

      Я в широком смысле — того, кто ускоряет прогресс. Не скрыто, разумеется. И не за счет "спрямления" пути прогресса, а скорее за счет концентрации усилий. Я же не про ... внедрение Стругацких, я аналогию провожу 🙂

      0
      0
  2. Nargiza Suleymanova

    Прогрессоров (раз уж мы используем этот термин ;-)) наблюдала часто в средних/небольших компаниях: буйные в хорошем смысле этого слова сотрудники замечательно вписываются в такую структуру, умеют зажигать прорывными идеями и собирать вокруг себя единомышленников.

    В крупных организациях это видела внутри подразделений, которые возглавляют динамичные руководители. Они таких генераторов специально подбирают, чтобы развивать направления.

    0
    0
  3. Андрей другой

    Должность прогрессор:)) Это как в известном фильме: в 10-00 — подвиг.

    Есть такое явление — предприниматель. И именно в нем суть дела. Не в информационных или иных технологиях, они постоянно меняются и возникают новые. Все дело в предпринимателе, у которого рождается бизнес идея по применению любых технологий для создания ценностей(пользы) для людей. Причем не только идея, но и готовность рисковать. Именно предприниматели сформировали капитализм. Потом капитализм мутировал в социализм и начались проблемы. Я не про СССР, я про ведущие мировые экономики, поскольку, если придерживаться именно учения Маркса, а не недоумков в виде Ленина и Сталина, то социализм — это общественная (не государственная, а именно общественная) собственность на средства производства. При капитализме — частная. Так вот, все эти ОАО, public companies — это суть есть социализм. Именно здесь возникает проблема — руководят этими предприятиями не частные предприниматели с бизнес идеей,  а наемные менеджеры, чья задача состоит в том, чтобы достигать KPI. И цель тут не во внедрении новых идей, что сопряжено с риками, а в оптимизации процессов и сокращении издержек — рисков никаких и акционеры рады. Яркий пример — компания Apple. Она бурно развивалась, будучи частной компанией под руководством предпринимателя — Джобса. Потом компания ушла в IPO и Джобса выгнали за неэффективное управление. Компания пожила некоторое время на бизнесс идеях, оставшихся от Джобса, и начала загибаться. Вернули его и опять появились идеи и появился рост. Теперь он умер и задел кончился. 

    Стартапы — это выход в нынешней ситуации. Предприниматель со своей бизнес идеей создает стартап, и если он удачный, то крупные компании приберают его к рукам, поскольку рисков уже нет. Надо только эффективно использовать чужую идею.

    Создавать стартапы искусственно — это все равно, что прогнозировать подвиг. Содержание определяет форму, а не наоборот. Если вы собрете группу и объявите её стартапом, то бизнесс идея все равно не возникнет.

    Что нужно, чтобы возникла бизнесс идея — да то же самое, что нужно для вознкновения гениального, ну ладно — талантливого :)), произведения искусства. Но тут мы в область философии уходим.

    0
    0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие мероприятия

Зарегистрируйтесь, чтобы получить больше полезных знаний:

ОКТ
23