Лучшие практики управления ИТ-активами

Есть наблюдения, что компании применяют процессы ITAM и ряд процедур управления ИТ-активами (IT Asset Management) не как регулярную рутинную деятельность, а как проектную работу для решения какой-то конкретной проблемы. И когда она решается, процесс приостанавливается до возникновения следующей проблемы. Получается такой постоянно повторяющийся проект, каждый раз "с нуля".

Если спросить специалистов по управлению ИТ-активами, почему их компания инвестирует в данную область, они скорее всего расскажут вам о каком-то конкретном событии, в результате которого руководство обратило внимание на необходимость внедрения ITAM. Это могла быть, например, неудачная проверка, закончившаяся приличной неустойкой в пользу Microsoft или Adobe, или замечания регуляторов. Или быть может, нужно было срочно внести корректировки в системы, чтобы обеспечить бесперебойное обслуживание кредитных карт. А возможно просто осознали потребность в обеспечении собственной информационной безопасности. В общем, вам назовут массу различных причин, но вы редко услышите, что компания стала инвестировать в управление ИТ-активами, потому что сохранять, управлять этими активами разумно и целесообразно для развития бизнеса.

Но ведь должно было быть именно так. Компания вкладывается в технологии, в программное или аппаратное обеспечение, и разве эти вложения не стоят того, чтобы их защищать? Эта идея подтолкнула Крис Страгс (Criss Scruggs), автора заметки IT Asset Management Best Practices, к созданию списка самых важных факторов, которые обязательно нужно учитывать при внедрении ITAM. 

  1. Вам потребуется лобби в руководстве компании. Иначе многие инициативы по управлению ИТ-активами так и останутся нереализованными, поскольку приоритеты всегда будут смещаться не в вашу пользу, а бюджеты урезаться. Ваш сторонник в руководстве поможет объяснить ценность процесса, изыскать средства. Любой проект должен приносить пользу, и эта польза должна быть очевидна руководству компании. 
  2. Уделите особое внимание подбору команды, которая будет внедрять ITAM. Убедитесь, что они осознают важность своей задачи. Когда людям поручают проект, они могут слепо его выполнять. Но если сотрудники действительно вовлечены в процесс, они могут свернуть горы.
  3. Не пытайтесь объять необъятное. Выберите определенный участок работ для начала.
  4. Определите критерии критически важных ресурсов, это может быть как программное, так и аппаратное обеспечение. Систематизируйте списки ресурсов. Определите те, которые требуют особого внимания. Четкая классификация ресурсов значительно упростит вашу задачу.
  5. Подход к управлению ИТ-активами на основе жизненного цикла активов многократно опробован и проверен, так что не нужно изобретать велосипед. Управление активом начинается в тот момент, когда формируется заказ на его приобретение. И заканчивается, когда истекает срок службы этого актива (конечно же, информация о нём и его использовании сохраняется в базе).
  6. Есть ли у вас CMDB?  Она может и не обязательна, но очень полезна, в том числе и для понимания взаимосвязи между ресурсами. В этой базе очень удобно объединять данные из различных источников. Тем не менее, не имеет смысла загружать сюда всю имеющуюся у вас информацию, перегруженность не сделает ее более эффективной. 
  7. Автоматизируйте, автоматизируйте и еще раз автоматизируйте. Каждый раз, когда вы делаете какую-то операцию вручную, задавайте себе вопрос — можно ли это автоматизировать? Автор заметки готова поспорить, что ответ будет положительный. Что бы это ни было – патчи, внедрение приложений, отчётность – в большинстве случаев есть возможность автоматизировать это один раз и не вспоминать больше.
  8. Определите, кто будет управлять всеми собранными данными, это должен быть тот, кто получает от них максимальную пользу. Очень часто это оказывается служба поддержки. Интеграция информации у них помогает им решать проблемы самостоятельно и налаживать самообслуживание. Таким образом, остаются довольны и бизнес-подразделение и ИТ. Информация об активах также позволяет избежать неожиданных проблем в процессе внедрения изменений.
  9. Что касается управления лицензиями, то здесь зачастую важнее знать, что вы имеете право устанавливать,  чем то, что уже установлено. Нередко организации не проходят проверку ПО из-за того, что не могут доказать, что у них есть права на установку. Да, звучит странно, но, как говорится, сохраняйте чеки. Вы избавите себя от многих проблем, если будете организованно хранить все лицензии.
  10. Всегда оставляйте пространство для маневров. Вы будете получать обратную связь от команды по внедрению ITAM, от ИТ и бизнес-подразделений, и вам придется вносить корректировки. Так что заранее планируйте изменения и улучшения. Чем дольше вы будете заниматься управлением ИТ-активами, тем больше вы будете узнавать. И самое главное, что вам придется узнать – все всегда меняется.  ИТ — одна из самых нестабильных сфер. А когда вы управляете чем-то постоянно меняющимся, то вам придется менять и сами способы управления.
     

ITIL ITIL Intermediate: Operational Support and Analysis

Учебный курс: эксплуатация и поддержка ИТ-услуг, Service Desk, инциденты, проблемы, операции и запросы пользователей — в ITIL и на практике.
 

Узнайте больше!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие мероприятия

Зарегистрируйтесь, чтобы получить больше полезных знаний:

МАЙ
2
Учебный курс:
Основы ITIL (очно)
МАЙ
15