Как оценить трудозатраты на сопровождение CMDB?

На прошедшем недавно курсе ITIL ® Release, Control and Validation (RCV) обсуждали со слушателями вопрос, как оценить трудозатраты на сопровождение базы конфигураций (CMDB). Вопрос становится насущным, если охват учёта достаточно широк и подразумевает привлечение к сопровождению не только выделенных специалистов ("библиотекарей"), но и специалистов, непосредственно выполняющих какие-либо задачи, затрагивающие конфигурационные единицы отдельных категорий.

В зависимости от зрелости учёта в CMDB могут быть представлены конфигурационные единицы широкого спектра категорий, которые можно условно разделить на следующие четыре группы:

  1. ИТ-системы
  2. бизнес-приложения
  3. технологические элементы бизнес-приложений
  4. инфраструктура

Именно такое деление обусловлено принципиальными различиями в характере выполняемых задач в отношении этих групп. Очевидно, что отдельные группы категорий, скорее всего, обслуживают разные специалисты. Поскольку их время может стоить тоже несколько по-разному, и структура информации, а также источников её получения для разных групп также разная, важно и трудозатраты оценивать в детальной разбивке, в том числе с учётом требований к компетенциям исполнителя.

В целом напрашивается выполнение нормирования отдельных задач по сопровождению CMDB в разбивке по участвующим ролям. Сопровождение CMDB, как комплекс задач по поддержанию данных в ней в актуальном состоянии, можно детализировать примерно так:

  • первоначальная регистрация (постановка на учёт)
  • обновление статуса и сопутствующих атрибутов (ввод/вывод из эксплуатации, перемещение, ремонт, списание и так далее)
  • обновление при проведении изменений
  • операционный аудит (обработка сверок)
  • периодический (выборочный или полный) аудит
  • инвентаризация
  • отчётность

Очевидно, что наши возможности по оценке и нормированию трудозатрат на сопровождение CMDB сильно зависят от охвата учёта. Чем он шире, тем больше специалистов, решающих разные по ресурсоёмкости задачи, вовлечено, тем сложнее оценить трудозатраты. Конечно, идеально было бы вести полный или выборочный учёт трудозатрат (выполнять "списание часов" на задачи, выполненные в течение дня). Тогда легко можно получить статистику, на основании которой планировать необходимые на сопровождение CMDB ресурсы. Если учёт трудозатрат не поставлен, статистику взять негде. Чтобы помочь всем в задаче оценки трудозатрат на сопровождение CMDB, есть предложение консолидировать статистику с помощью портала REALITSM.RU.

Уважаемые коллеги, если у вас есть возможность поделиться интересной статистикой по данному вопросу, а также собственными наработками по оценке трудозатрат на сопровождение CMDB — приглашаем высказываться в комментариях.

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInEmail this to someone

ITIL ITIL Intermediate: Release Control and Validation

Учебный курс: преобразование и контроль ИТ-услуг, управление изменениями, релизами и конфигурациями, а также построение CMDB — в ITIL и на практике.
 

Узнайте больше!

Комментарии и мнения

  1. Илья

    Какой интересный вопрос. И никого в комментариях. То ли никто учет не ведет. То ли затраты на него не интересуют. 🙂

    Оставил этот комментарий в надежде получить почтовое уведомление о чьей-то статистике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Empty