«Культура съедает стратегию на завтрак»

В теперь уже далеком 2005 году известный социолог и консультант, автор книг, Питер Друкер произнес эту фразу на заседании по развитию компании Ford. Он подразумевал, что можно иметь любую формализованную стратегию, но если у людей не принято соответствующее поведение, то никакой стратегии не будет, а значит никаких высоких (или не очень) стратегических целей компании не достичь. 

Это про то, насколько люди готовы жить по тем или иным правилам, готовы к тем или иным переменам, способны их реализовать. Как сказал один психолог: «…для бирюзовой организации должны быть бирюзовыми люди».

Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации (Wikipedia).

Считается, что понятие корпоративной культуры появилось уже в XIX веке.

Также считается, что корпоративной культурой занимаются в департаменте управления персоналом.

Но по сути, большая часть изменений в организации связана с информационными технологиями, а значит ИТ-функция должна стать либо законодателем корпоративной культуры, либо активным участником. И об этом явным и не очень образом говорят разные подходы по управлению ИТ-деятельностью:

«Культура, этика, поведение» — один из семи факторов влияния в COBIT5, который, по мнению авторов, хоть и не ИТ-специфичен, но должен быть включен в охват управления руководства ИТ-департамента. 

«Человеческое поведение/Human Behavior» — принцип руководства, описываемый стандартом ISO38500 «Корпоративное управление информационными технологиями». 

И тут возникают вопросы: 

- Сколько в управлении ИТ уделяют внимания (берут в расчет) принятую культуру при постановке целей ИТ?
- Учитываются ли сложившиеся модели поведения людей при выравнивании этих целей с целями бизнеса?
- Если неуспешность проектов или инициатив анализировалась в контексте корпоративной культуры, то какие действия предпринимались при следующих проектах/инициативах?
- Учитывался ли культурный уровень организации при подготовке к новым инициативам?
Мне кажется это важным, а вам?

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInEmail this to someone

COBIT Основы COBIT 5

Подробный трёхдневный учебный курс.
 

Узнайте больше!

Комментарии и мнения

  1. Сергей

    Часто (относительно) действительно сталкиваюсь с тем что не учитывая в целом корпоративную ИТ-культуру (стиль работы специалистов с пользователями, их желание корректно отражать свои работы и т.д.) стратегические планы руководства ИТ — захлёбываются.

    С пользовательской культурой проще, если культура польтзователей низка то высокоразвитая культура ИТ — её компенсирует сильно и фактически не влияет на внедрение процессов и стратегических планов в целом.

     

    1. Елена Колбей

      Сергей, спасибо за комментарий. 

      У меня встречный вопрос про низкую пользовательскую культуру. При низкой культуре пользователей больше сопротивление тому, что делают в ИТ. И ниже принятие. Ведь не все ИТ-процессы варятся только во внутренней кухне. Например, процесс, который есть у всех, управление инцидентами — тут много зависит от пользователей. И если пользователи сопротивляются, то, часто случается, все обязательства ИТ выполнил, а уровень удовлетворенности (одна из важных метрик) — очень низкий. 

      1. Сергей

        Елена, доброго.

        "сопротивление пользщователей" при инцидентменеджменте понятие растяжимое (не знаю что вы имели ввиду).

        Я сталкивался чаще не с сопротивлением (когда у тебя ЧП — какое тут может быть сопротивление) а с нежеланием подавать заявку в соответствии с инструкцией (если не работает то то то надо принскрин сюда, что то нажать, так то описать). Это если про ИМ говорить.

        Так вот, при  хорошем развитии культуры в ИТ, первая линия или вторая самостоятельно вытянут из пользователей необходимую инфу (конечно если SLA позволяют такую роскошь (а они обычно позволяют 3-5 минут не критичны)). 

        То есть: культура пользователя не позволяет быстро отработать ИТ, но так как ИТ заинтересовано — оно само начинает вытягивать инфу.

        При плохом развитии культуры в ИТ — такую заявку начали бы закрывать (как обращение не по форме), что в принципе быстрее пользователей научит поступать правильно, но негативного эффекта не удастяся избежать...

        Возможно я упустил какие то ещё примеры из "саботажа" пользователей?  

  2. Елена Колбей

    Сергей, спасибо.

    хорошая оговорка "если, конечно, SLA позволяют такую роскошь")).

    Мне показалось, что Вы настойчиво разделяете культуру на две составляющие: культура ИТ и культура "бизнес-пользователей". Я же говорю о культуре организации, не отделяя ИТ от остальных функций бизнеса. Представьте сколько бы в ИТ сэкономили ресурсов, если бы с пользователем заранее провели какие-то активности, готовящие их работать по-новому. И это уже про коммуникации, организационные изменения, etc. 

     

  3. Сергей

    Елена, я не спорю про экономию. 

    Я со своим нкебольшим опытом вообще не видел компании в которых уровень корп. культуры во всех подразделениях был бы одинаковым. Честнослово.

    Всегда есть управления\департаменты где она развита больше и где меньше (зависит от руководства подразделений), а так как я в основном ИТшник — влиять на верхнеуровневое руководство компании — давайте поднимем корпкультуру нереально.

    Посчитают что не своим делом ИТ занимается (куда вы вообще лезете, у себя порядок наведите и т.д.). 

    Конечно хорошо когда уже выстроена хорошая система и к ИТ относятся как к партнёру, но в таких компаниях я не нужен а по сему и не видел такие 🙂

    Чаще приходится иметь дело где надо с нуля строить и процессы и культуру обслуживания и прочие наши ITSMы. И в этой ситуации (уровень хаос или чуть выше) ИТ с предложениями поднятия общей корп.культуры просто не поймут. А потому приходится выкручиваться поднимая уровень сначала ИТшной культуры которой компенсировать культуру пользователей — отсюда и разделение. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Empty