Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Стоит ли учиться старому ITIL?

Многие уже в слышали, что ITIL скоро будет переписан. Он останется таким же полезным, только станет совершенно другим. Его содержание серьёзно обновится, но название сохранится тем же. Он будет всё ещё про управление ИТ-услугами, но также, похоже, про гибкость, трансформацию и прочий DevOps. Писать тексты будут приглашённые эксперты, имена которых только предстоит узнать, но мы им уже верим. Положительно, граждане, разобраться во всём этом сложновато.

На учебном курсе “Экономика и финансы ИТ” (входящим в ITIL SOA) в начале декабря возникло обсуждение – есть ли смысл учиться ITIL, если он вскоре изменится? Официальная точка зрения очевидна – конечно, да! Однако кто ж будет верить официальной точке зрения…

Давайте разберёмся.

В общем случае люди приходят в учебные центры по трём причинам:

  1. чтобы узнать что-то новое и полезное
  2. чтобы подготовиться к экзамену
  3. чтобы узнать новое и заодно подготовиться к экзамену

Не скажу за все образовательные компании, но к нам условная “категория 2” почти не заходит. Для того, чтобы “прокачаться” до уровня “могу ответить на вопросы теста про книжку” можно выбрать и более простые способы, да и подешевле. Поэтому рассмотрим группы 1 и 3.

Те, кто приходят узнать что-то полезное и не собираются в ближайшей перспективе сдавать экзамен, на мой взгляд, ждать новой версии ITIL не должны. На то есть следующие причины. Во-первых, уже сейчас известно, что существенная часть текста текущей версии переедет в новую. Не потому, что кому-то хочется сэкономить на авторах, а потому что мир не так сильно изменился, чтобы ранее известные лучшие практики перестали быть таковыми. Разумеется, какое-то переосмысление и дополнение будет, но инциденты останутся инцидентами, изменениями придётся управлять через CAB, соглашение об уровне сервиса всё ещё будет фиксировать договорённости между поставщиком и потребителем, и так далее.

Во-вторых, новый ITIL появится скоро, но это не точно. Официально объявлено, что первая книжка выйдет в конце 2018 года. Будем помнить, что это лишь планы, и не все планы выполняются в срок, особенно для работ, в которые вовлечены сотни (без преувеличения) участников из десятков (наверняка ведь) стран. Переписывание ITIL – большая задача, и мы все будем очень рады, если объявленные сроки будут соблюдены. Даже если так – первая книга будет вводной, базовой. Всё интересное последует дальше, в 2019 году. Если управленческие задачи нужно решать сейчас, то нет смысла ждать ещё полтора-два года.

Теперь подумаем о тех, кому и знания нужны, и сертификат пригодится. По нашей статистике, таковых в Российской Федерации встречается порядка 10-15% от всех слушателей. Будем исходить из известного на данный момент:

  1. Новая линейка экзаменов будет совершенно непохожа на существующую: экзаменов станет меньше, они будут основаны на других книгах, даже названия экзаменов изменятся.
  2. Новый контент по ITIL будет выдаваться порционно: время от времени что-то большое, вроде книг, а также постоянно – что-то поменьше, вроде онлайн-публикаций. Возможно, новые экзамены будут отражать ту же идею, то есть поменяется сама суть сертификации по ITIL.
  3. У новой версии ITIL не будет номера версии. Это останется тот же ITIL.
  4. “Переходных” экзаменов с версии на версию не будет.
  5. На сегодняшней день в России порядка 200 сертифицированных ITIL Expert’ов (если верить статистике itSMF Russia).

Попробую поставить себя на место желающего сертифицироваться и представлю, что бы я делал.

Если бы у меня не было ни одного сертификата по ITIL, но очень хочется хоть что-то, то на ITIL Foundation я бы сдавал, не раздумывая. Экзамен несложный, небольшой статус даёт, к движению дальше не обязывает.

Если бы у меня был сдан ITIL Foundation и какой-нибудь экзамен из ITIL Intermediate, я бы постарался трезво оценить свои возможности дойти до ITIL Expert за год-полтора. Если затея представляется реалистичной, надо идти, потому что через год-другой получить статус ITIL Expert будет уже невозможно в принципе, и быть одним из двухсот-трёхсот, как минимум, приятно. Если дорога до высшего статуса выглядит мучительной – не стоит напрягаться. Путь и правда не близок, нужно верить в свои силы (даже при сдаче PPO и MALC).

Если бы я имел ITIL Foundation и пару-тройку ITIL Intermediate, то, разумеется, я бы “дожимал” до ITIL Expert. Потраченные ранее время и деньги нужно конвертировать в бумажку на стене и строчку в профиле LinkedIn (сайт, запрещённый в России).

Таким образом, если хочется знаний, то, на мой взгляд, перспектива увидеть через год новые книжки не может и не должна останавливать от стремления получить знания сейчас. Если же хочется подтверждённого статуса, то всё зависит от начальной точки и целеустремлённости.

«Proven Practices Expert»
Российская сертификация специалистов по ITIL/ITSM

Комментариев: 1

  • Игорь

    >>Путь и правда не близок, нужно верить в свои силы (даже при сдаче PPO и MALC).
    Готовлюсь к PPO, это мой первый экзамен Intermediate. Данной фразой вы хотите сказать что он самый сложный в линейке Intermediate?) И если есть советы по поводу того, на что обратить внимание на данном экзамене, очень интересно было бы их прочитать)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM
;