IT Governance для чайников

В конце января на сайте ISACA (COBIT и т.п.) опубликована статья «Руководство ИТ для чайников» (IT Governance 101: IT Governance for Dummies). Заявляется, что это только первая часть цикла.

Причём автор статьи не кто-нибудь, а сам Пол Вилкинсон (Paul Wilkinson) владелец и управляющий партнёр компании GamingWorks, выпускающей замечательные деловые игры. Текст довольно объёмный, но написан, как обычно у Пола, живым языком с большим количеством отсылок к интересным отчётам и данным.

В рамках данной заметки ограничимся лишь описанием структуры статьи (заголовками) и перечислением некоторых ключевых тезисов и цитат. Всем, кому не чужд английский, рекомендуется прочтение оригинала (менее десятка страниц). Поможет погрузиться в тему «Руководство ИТ» (IT Governance), понять, почему это важно (да-да, в эпоху, простите, диджитализации, актуальность вопроса сохранилась).

В руководстве ИТ нет необходимости. Это устаревшая штука (в эпоху цифровизации)

Genpact приводит данные о потерях компаний, инвестирующих в цифровые инициативы без отдачи. 400 млрд. долларов США.
Видимо, здесь что-то не так.

А при чём здесь Руководство?

Существует много определений понятие «Руководство ИТ» (IT governance). Одно из них (Weill, P.; J. Ross; IT Governance: How Top Performers Manage IT Decision Rights for Superior Results, Harvard Business Review Press, USA, 2004) гласит: «Определение прав на принятие решений и системы ответственности для стимулирования желаемого поведения при использовании ИТ»

Кажется, мы наблюдаем немного менее, чем эффективную систему принятия решений, и не очень желаемое поведение. Что не так с поведением? Рассмотрим в следующих разделах.

Подход бизнеса

Если что-то непонятно, что-то пошло не так, виновато ИТ. Руководство ИТ сводится к обеспечению соблюдения требований (регуляторных и прочих). «После примеров финансовых катастроф, ставших достояние широкой публики, обеспечение соответствия требованиям (compliance) и контроль стали основной нормой, а аудиторы стали хранителями руководящей палки, которой бьют ИТ»

Подход ИТ

«Большинство читателей из ИТ проигнорируют данную статью, думая, что всё это не имеет отношения к ним, т.к. ИТ не является частью бизнеса»

ИТ-персонал, кажется, особо не задумывается, как система управления ИТ (включая всевозможные управленческие методологии) влияют на создание ценности. Внедрение тех или иных методологий управления становится самоцелью, а не инструментом повышения эффективности бизнеса и снижения рисков.

Яйцо или курица

  Ждать, когда созреет бизнес

  Ждать, когда созреет ИТ

Ждать, возможно, придётся долго

Обе стороны находятся в состоянии «неосознанной некомпетентности» (т.е. в начальной точке классического цикла развития компетенций [Martin M. Broadwell]). Наверное, поэтому выравнивание приоритетов ИТ и бизнеса по-прежнему всё ещё в списке приоритетов (Luftman, J.; «The Transformational IT- Business World and IT Strategy,» Rutgers Business School, 6 August 2018).

Плохое название

Люди воспринимают «Руководство ИТ» [IT Governance] в основном как некий инструмент обеспечения соответствия и контроля (упражнение по заполнению чеклистов).
Цитата Tichaona Zororo, директора совета директоров ISACA: «Слишком много отчётов по аудиту того, что не работает, вместо советов по совершенствованию, направленных на увеличение ценности»

Увеличение ценности? Какое отношение это имеет к обеспечению соответствия (compliance)?

Необходимо сместить внимание на ценность. Почему?
Корпоративное руководство описывается в двух размерностях («Enterprise Governance: Getting the Balance Right», IFAC — Международная федерация бухгалтеров):

Читателям данного блога картинка наверняка знакома из книги ITIL, «Постоянное совершенствование услуг» (Continual Service Improvement), 3.10. Ну, или по курсу «Основы ITIL» 🙂

Где права ветвь (Business governance) – про создание ценности, а левая (Corporate governance) — про минимизацию возможных потерь.
Эти два аспекта должны быть сбалансированы.

Это не может быть моей ответственностью

Интересная аналитика от Kane, G.; «Is the Right Group Leading Your Digital Initiatives?» MIT Sloan Management Review, 3 August 2018. В частности, говорящая табличка со сводкой ответов на вопрос: «Какая функциональная область возглавляет цифровую трансформацию в вашей компании?»

Не смотрите на меня. Я просто сервис-провайдер

Ну, тут понятный текст про партнёрство бизнеса и ИТ. Руки так и тянутся вместо пересказа данного параграфа написать: «Бла-бла-бла»
Но! Похоже, действительно цифровая трансформация» (ещё раз простите!) происходит. В частности McKinsey, «Partnering to Shape the Future—IT’s New Imperative») показывает интересную статистику («76% руководителей считают, что ИТ должны играть роль партнёров для бизнеса»). В этом отчёте много инересных данных. Вот лишь пара графиков:

Роль ИТ (текущее состояни и желаемое состояние)

Текущее понимание приоритетов ИТ (видение ИТ и видение не-ИТ руководителей). Расхождение в понимании вжаности сокращения затрат особенно прекрасно

Если никто не берёт на себя ведущую роль, кто должен вести?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

ITIL Expert Уверенная дорога до ITIL Expert
 

Экономия на обучении до 30% для тех, кто хочет быстро добраться до высшей ступени в ITIL
 

Узнайте больше!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие мероприятия

Зарегистрируйтесь, чтобы получить больше полезных знаний:

МАЙ
13
МАЙ
13
Учебный курс:
Service Offerings and Agreements (ITIL SOA) (Осталось 3 места)
МАЙ
16
Учебный курс:
Экономика и финансы ИТ (Осталось 3 места)