Ответственность заказчика

На этой неделе на портале были опубликованы две заметки, вызвавшие внутренние дискуссии в коллективе. Первая о вреде жонглирования приоритетами задач, которые уже были приняты в работу, за авторством Олега Скрынника. Вторая, о роли и месте тимлида в хорошей продуктовой команде Павла Капусткина.

Безопасность vs Эффективность

Обе эти публикации оперируют терминами общей эффективности командной работы. Из каждой из них можно сделать вывод о том, что искусственные ограничения разного рода очевидно вредят общему командному результату.

Этот вывод подтверждается и результатами научных исследований, проведенных в разных странах (легко найти в сети). Материалы доказывают, что наличие финансовых или организационных ограничений негативно влияет на инновационность труда сотрудников компаний.

Если обеспечить команде поддержку, дать ей ресурсы в виде времени и денег, обеспечить комфорт и чувство безопасности каждому сотруднику, то продуктивность их конструктивного интеллектуального труда вырастет принципиальным образом.

Все участники команды дружно, как пчелки, будут трудиться и создавать дивное новое будущее, изменяя себя и мир вместе с собой.

Идеальная картина мира с единорогами и бабочками.

Так не бывает!

Хорошо! С некоторой натяжкой можно убедить себя в правдивость этой идиллии, если каждый член этой команды — ее инвестор или со-основатель и напрямую заинтересован в успехе инициативы, является выгодоприобретателем. Причем, даже в этом случае, найдется место различным шороховатостям.

Реальность (может это персональное локальное недоразумение автора с миром??) отличается от картины выше. Участники продуктовой команды — это наемные профессионалы, добросовестные, позитивно относящиеся к людям и коллегам, в частности, но преследующие в первую очередь свои, а не коллективные интересы (хотя во время сотрудничества коллективные и персональные интересы и цели сильно коррелируют).

Команда работает не сама по себе, не на волонтерском желании кодить бесплатно коммерческое ПО. Работу профессионалов нужно оплачивать, а значит у команды есть спонсор/инвестор. Этот персонаж или группа лиц, кроме общего стремления к миру во всем мире, заинтересован в возврате своих инвестиций, и выступает в роли заказчика.

В чем же состоит единственная, но от этого не менее принципиальная ответственность заказчика?

В том, чтобы быть недовольным!

Продукт (в максимально широком смысле) который получает от команды заказчик всегда — отвратительный!  Качество — могло было быть выше, стоимость — еще меньше (даже есть прямо сейчас уже бесплатно), продукт предоставляется недостаточно быстро, не приносит ожидаемого удовольствия и выгод, заставляет и принуждает к чему-либо, приносит недостаточно выручки, плохо удерживает пользователей, обладает низкой конверсией, медленно наращивает пользовательскую базу. То, что заказчиком в сторону этой конкретной команды был сделан определенный выбор означает лишь то, что все остальные команды были на тот момент еще хуже! Невыносимо!

Ответственное отношение к роли заказчика — непростая ноша, но только она позволяет сжимать площадь треугольника «Качество-Сроки-Стоимость».

Ответственность заказчика не позволит продуктовой команде работать сколь-либо продолжительное время в условиях наличия безусловной поддержки и отсутствия ограничений. Любой банкет всегда происходит за чей-то счет.

Руководители бизнеса обычно не церемонятся с менеджментом, который не достигает желаемых плановых показателей прибыли, выручки, роста клиентской базы, роста выплачиваемых дивидендов на одну акцию.

Продуктовая команда не является исключением из этого подхода. Если она не сможет доказать свою эффективность, то уже после второго цикла отчетности она может готовиться быть разогнанной, с вручением черных меток в профессиональном поле для ее участников, сообразно вкладу в общий неуспех.

Если говорить о безопасности и защищенности каждого из участников, то состав участников команды не статичен: коллеги переезжают, переводятся, выгорают, занимаются дауншифтингом, меняют профессию, находят более выгодные предложения. На смену ушедшим приходят новые люди. Все понимают, что каждый может и должен быть заменяемым, что бы ни происходило. Гарантия результата не должна  быть завязана на отдельных персоналиях. Даже если в команде останется 20% от ее состава, то качество ее результатов не должно упасть. Скорость развития незначительно упасть может, а качество сервиса и итогового продукта — нет.

Если вы все еще думаете, что понимание безальтернативной взаимозаменимости улучшает чувство защищенности, то можно вспомнить и про банальные межчеловеческие вещи, которые просто случаются и иногда всплывают в профессиональных спорах. Навроде: «Знаешь, Максим, мы много спорим последнее время по архитектуре, ты перегибаешь. Мы не сработаемся. Команда решила с тобой попрощаться. Успехов.».

Если команда в целом или каждый ее участник, в отдельности, не сможет доказать свою полезность, эффективность, подтвердить свой вклад в общий положительный результат, то они перестанут существовать в своем текущем качестве.

Команда вынуждена с момента своего рождения доказывать свою состоятельность перед недовольными заказчиками, удовлетворяя их растущие ожидания. Каждый рубль затраченный на развитие, персональное обучение, комфортную среду, должен быть обоснован и защищен. Каждая минута труда специалиста должна быть потрачена с выгодой, потери минимизированы. 

В свою очередь, члены команды, что бы ни случилось, получают три защищенных от посягательств третьих сторон актива:

  • право на оговоренную компенсацию за свой труд;
  • реализуют свое право на труд, получая профессиональную практику и опыт;
  • приобретают публичное реноме, если общий проект был публично оценен.

Все остальное не входит в понятие «поддержка сверху, ресурсы и ощущение безопасности».

Ответственность за принятые в работе решения все равно наступает, даже если это чистый RnD и проверка гипотез — заказчика не волнует путь которым вы идете, ему важен достигнутый результат. 

Это честная сделка.

На мой личный взгляд, только осознание и принятие этого тезиса является реальным гарантом безопасности члена продуктовой команды и позволяет творить и конструктивно трудиться на свое и общее благо.

Именно принципиальное влияние недовольного ответственного заказчика, как основополагающий фактор, позволяет командам достигать значимых результатов, успешно преодолевать стоящие перед ними сложности и преграды, смягчать эту гнетущую ношу недовольства, хоть и на мгновение.

Будьте ответственны в своих решениях и поступках!

DevOps Основы DevOps

Популярный трёхдневный учебный курс
 

Проект Феникс — DevOps на практике

Новая полезная деловая игра
 

Цифровая трансформация: высокоскоростное ИТ-подразделение

Семинар на два часа для высших руководителей бизнеса и ИТ
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие мероприятия

Зарегистрируйтесь, чтобы получить больше полезных знаний:

МАЙ
27
Учебный курс:
Управление изменениями и релизами ИТ-услуг (Осталось 1 место)
МАЙ
27
Учебный курс:
Release Control and Validation (ITIL RCV) (Осталось 1 место)